Святитель Симон. Епископ Владимирский, Суздальский.
Святой, первый епископ Владимирский и Суздальский, написавший часть "Патерика Печерского". Свои молодые годы он провел в Киево-Печерском монастыре, где и принял пострижение, а в 1206 г. сделался игуменом Владимирского Рождественского монастыря (основан в 1192 г. кн. Всеволодом Юрьевичем).
Святитель Симон был возведен на Владимирскую кафедру из иноков Печерского монастыря и скончался в 1226 г., приняв перед смертью схиму. С. В 1217 г. старший брат Константин насильственно занял великокняжеский стол Юрия, и С. разделил участь своего князя, удалился с ним в городок Радилов, а потом в Суздаль, и только после смерти Константина, когда Юрий опять занял великокняжеский стол, С. вернулся в свою епископию. Он пользовался большим расположением княжеского дома, но не употреблял его для личных целей. Приняв незадолго до смерти схиму, "блаженный и милостивый, учительный епископ", как называет его летопись, умер 22 мая 1226 г. Он был погребен во Владимирском Богородицком соборе, но впоследствии его прах был перенесен в киевские пещеры; это обычное мнение, но сомнительное. Церковь причислила его к лику святых, и его память празднуется 10 мая.
Святитель является автором части Патерика Печерского, одного из самых замечательных памятников древней русской литературы. Ему в Патерике принадлежит "Послание смиренного епископа Симона владимирского и суздальского к Поликарпу, черноризцу печерскому", написанное незадолго до его смерти. Со Свт. Симоном Поликарп находился в близких отношениях; под влиянием же С. он принял монашество. Но у него был характер неустановившийся и, вместе с тем, честолюбивый, пылкий, жизненный, неспособный к затворничеству. Он высокого мнения о себе и не один раз пытается променять свое скромное положение на сан игумена и епископа, но его удерживает от этого С. Все накопившееся неудовольствие он изливает в послании к "господину епископу Симону". С. отвечает ему также посланием, в котором убеждает своего ученика смирить свой непокорный дух, так как смирение — идеал инока, и затем приводит 9 житий святых печерских (1078—1110 г. прибл.), в образец иноческой жизни и 5 рассказов о построении печерской церкви. Вся история обители, по его мнению, указывает на ее великое значение, и он сам рад был бы променять свое епископство на самое скромное положение в знаменитом монастыре, если бы мог.
В 1215 г. вел. князь владимирский Георгий II Всеволодович (память его 4 февр.), желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, основал отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской.
Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Это мнение ошибочно: в Антониевых пещерах Лавры почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI – первой половине XII вв. и бывшего преемником Ростовского епископа Ефрема. О погребении святителя Симона в Успенском соборе Владимира свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси указу, по книгам пети панихиды… по Владимирским по пяти владыкам пети в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. То есть во времена Ивана Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен во Владимирском Успенском соборе. О том же свидетельствует и следующий факт: в 1882-1884 годах во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице епископа Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя. Об этом рассказал очевидец событий – протоиерей Александр Виноградов (в книге «История Успенского собора», изданной в 1891 году).
В богослужебные тексты и святцы память святителя включена на 28 сент. вместе с преподобными, покоящимися в Ближних пещерах.
В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым». Ему принадлежат многочисленные труды. Поучительное послание святителя к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало Киево-Печерскому Патерику. Святитель описал чудеса преподобного Антония Печерского и составил жития многих Печерских угодников. Известно его описание устроения гробницы преподобного Феодосия Печерского. Святитель Симон — автор «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти труды святого Симона были напечатаны в первой части Киево-Печерского Патерика, а упомянутое выше «Сказание» впервые вышло отдельным изданием в Киеве в 1701 году. Перу святителя Симона принадлежит вся третья часть Печерского Патерика.
Тропарь, глас 1:
Житий преподобных отец Печерских списателю известный, / святителю Христов Симоне всеблаженне, / молися прилежно с ними Христу Богу, / да управит в мире живот наш / и в книги животныя да напишет ны, / спасая души наша.
Кондак, глас 2:
Святительства одеждою, / аще и достойне одеялся еси, / обаче тем не возносяся, / желал еси паче сметием пред враты Лавры Печерския поврещися, / смиренномудре Симоне. / Темже, не аки сметие, врат вне, / но, яко сокровище, внутрь святыя пещеры положен быти сподобился еси, / и ныне на Небеси Господеви предстоя, / молися о нас, чтущих тя.
Молитва
О всехвальный и всечестный архиерею, святителю Христов, преподобне и Богоносне отче Симоне! Призри с свойственным тебе благосердием от высот Небесных, идеже со Ангелы и всеми святыми Господу славы предстоиши, на нас, недостойных и долу преклонных, смиренных же и грешных, притекающих к многомощному предстательству твоему с верою, любовию и упованием. Простри молитвенно преподобныя руце твоя ко Господу и Владьще и испроси от щедродательная Его благостыни оставление согрешений наших вольных и невольных, покаяние сердечное, здравие душевное и телесное, житие мирное и безмятежное, воздуха благорастворение, земли плодоносие, житейских потреб довольство, во всем благое поспешение, и да не во зло обратим даруемая нам благая, но во славу пресвятаго Имене Его и во спасение наше. Еще же, припадающе, молим тя: потщися, благосерде, предстательствовати ко Господу Человеколюбцу, да избавит нас по велицей Своей милости от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений, от всяких козней врагов видимых и невидимых и от всякаго зла; да укрепит в нас правую веру и благочестие нелицемерное и да подаст нам силы к борьбе со страстьми и похотьми нашими; да соблюдет нас от нечестивых и душепагубных учений неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая Православная вера, и да избавит нас от всяких приражений духа, иже ныне действует в сынех противления; да всадим в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух святыя ревности о славе Божией и спасении ближних; да призрит благоутробно на всяку душу, требующую благодатныя Его милости, и дарует по неизреченным щедротам Своего человеколюбия болящим исцеление, скорбящим утешение, малодушным успокоение, унывающим ободрение, страждущим ослабу, бедствующим помощь, сирым покров, безприютным пристанище, обидимым защиту, злословимым терпение, уничижаемым великодушие, гонимым заступление, оклеветаемым оправдание, и всем, во всяких нуждах и злостраданиих сущим, душевную отраду и скорее избавление. Ей, святче Божий, буди теплый молитвенник и прилежный ходатай ко Господу о всякой души верных твоих чтителей, ищущих твоей помощи, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, но вси предстательством твоим да обрящут во всяких обстояниих благодать и милость Всещедраго Бога. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Назад к списку