Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Святитель Симон. Епископ Владимирский, Суздальский.

Яндекс.Метрика

 

     

Святой, первый епископ Владимирский и Суздальский, написавший часть "Патерика Печерского". Свои молодые годы он провел в Киево-Печерском монастыре, где и принял пострижение, а в 1206 г. сделался игуменом Владимирского Рождественского монастыря (основан в 1192 г. кн. Всеволодом Юрьевичем).

Святитель Симон был возведен на Владимирскую кафедру из иноков Печерского монастыря и скончался в 1226 г., приняв перед смертью схиму. С. В 1217 г. старший брат Константин насильственно занял великокняжеский стол Юрия, и С. разделил участь своего князя, удалился с ним в городок Радилов, а потом в Суздаль, и только после смерти Константина, когда Юрий опять занял великокняжеский стол, С. вернулся в свою епископию. Он пользовался большим расположением княжеского дома, но не употреблял его для личных целей. Приняв незадолго до смерти схиму, "блаженный и милостивый, учительный епископ", как называет его летопись, умер 22 мая 1226 г. Он был погребен во Владимирском Богородицком соборе, но впоследствии его прах был перенесен в киевские пещеры; это обычное мнение, но сомнительное. Церковь причислила его к лику святых, и его память празднуется 10 мая.

Святитель является автором части Патерика Печерского, одного из самых замечательных памятников древней русской литературы. Ему в Патерике принадлежит "Послание смиренного епископа Симона владимирского и суздальского к Поликарпу, черноризцу печерскому", написанное незадолго до его смерти. Со Свт. Симоном Поликарп находился в близких отношениях; под влиянием же С. он принял монашество. Но у него был характер неустановившийся и, вместе с тем, честолюбивый, пылкий, жизненный, неспособный к затворничеству. Он высокого мнения о себе и не один раз пытается променять свое скромное положение на сан игумена и епископа, но его удерживает от этого С. Все накопившееся неудовольствие он изливает в послании к "господину епископу Симону". С. отвечает ему также посланием, в котором убеждает своего ученика смирить свой непокорный дух, так как смирениеидеал инока, и затем приводит 9 житий святых печерских (1078—1110 г. прибл.), в образец иноческой жизни и 5 рассказов о построении печерской церкви. Вся история обители, по его мнению, указывает на ее великое значение, и он сам рад был бы променять свое епископство на самое скромное положение в знаменитом монастыре, если бы мог.

В 1215 г. вел. князь владимирский Георгий II Всеволодович (память его 4 февр.), желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, основал отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской.

Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской лавры. Это мнение ошибочно: в Антониевых пещерах Лавры почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI – первой половине XII вв. и бывшего преемником Ростовского епископа Ефрема. О погребении святителя Симона в Успенском соборе Владимира свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси указу, по книгам пети панихидыпо Владимирским по пяти владыкам пети в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. То есть во времена Ивана Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен во Владимирском Успенском соборе. О том же свидетельствует и следующий факт: в 1882-1884 годах во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице епископа Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя. Об этом рассказал очевидец событийпротоиерей Александр Виноградов (в книге «История Успенского собора», изданной в 1891 году).

В богослужебные тексты и святцы память святителя включена на 28 сент. вместе с преподобными, покоящимися в Ближних пещерах.

В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым». Ему принадлежат многочисленные тру­ды. Поучительное послание святи­теля к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало Киево-Печерскому Патерику. Святи­тель описал чудеса преподобного Антония Печерского и составил жития многих Печерских угодников. Известно его описание устроения гробницы преподобного Феодосия Пе­черского. Святитель Симонавтор «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти труды святого Симона были напеча­таны в первой части Киево-Печерского Патерика, а упомянутое выше «Сказание» впервые вышло отдельным изданием в Киеве в 1701 году. Перу святителя Симона принад­лежит вся третья часть Печерского Патерика.

 

Тропарь, глас 1:

Житий преподобных отец Печерских списателю известный, / святителю Христов Симоне всеблаженне, / молися прилежно с ними Христу Богу, / да управит в мире живот наш / и в книги животныя да напишет ны, / спасая души наша.

Кондак, глас 2:

Святительства одеждою, / аще и достойне одеялся еси, / обаче тем не возносяся, / желал еси паче сметием пред враты Лавры Печерския поврещися, / смиренномудре Симоне. / Темже, не аки сметие, врат вне, / но, яко сокровище, внутрь святыя пещеры положен быти сподобился еси, / и ныне на Небеси Господеви предстоя, / молися о нас, чтущих тя.

Молитва

О всехвальный и всечестный архиерею, святите­лю Христов, преподобне и Богоносне отче Симоне! Призри с свойственным тебе благосердием от высот Небесных, идеже со Ангелы и всеми святы­ми Господу славы предстоиши, на нас, недостой­ных и долу преклонных, смиренных же и грешных, притекающих к многомощному предстательству твоему с верою, любовию и упованием. Простри молитвенно преподобныя руце твоя ко Господу и Владьще и испроси от щедродательная Его благостыни оставление согрешений наших вольных и невольных, покаяние сердечное, здравие душев­ное и телесное, житие мирное и безмятежное, воздуха благорастворение, земли плодоносие, жи­тейских потреб довольство, во всем благое поспешение, и да не во зло обратим даруемая нам благая, но во славу пресвятаго Имене Его и во спасение наше. Еще же, припадающе, молим тя: потщися, благосерде, предстательствовати ко Гос­поду Человеколюбцу, да избавит нас по велицей Своей милости от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений, от всяких козней врагов видимых и невидимых и от всякаго зла; да укрепит в нас правую веру и благочестие нелицемерное и да подаст нам силы к борьбе со страстьми и похотьми нашими; да соблюдет нас от нечестивых и душепагубных учений неверия и суеверия, имиже наветуется в нас святоотеческая Православная вера, и да избавит нас от всяких приражений духа, иже ныне действует в сынех противления; да всадим в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух святыя ревности о славе Божией и спасении ближних; да призрит благоутробно на всяку душу, требующую благодатныя Его мило­сти, и дарует по неизреченным щедротам Своего человеколюбия болящим исцеление, скорбящим утешение, малодушным успокоение, унывающим ободрение, страждущим ослабу, бедствующим по­мощь, сирым покров, безприютным пристанище, обидимым защиту, злословимым терпение, уничи­жаемым великодушие, гонимым заступление, оклеветаемым оправдание, и всем, во всяких нуждах и злостраданиих сущим, душевную отраду и скорее избавление. Ей, святче Божий, буди теплый мо­литвенник и прилежный ходатай ко Господу о всякой души верных твоих чтителей, ищущих твоей помощи, да никтоже во уповании своем на тя посрамлен будет, но вси предстательством твоим да обрящут во всяких обстояниих благо­дать и милость Всещедраго Бога. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Назад к списку