Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

преподобный Пафнутий Балахнинский.

 

   

 

Рака с мощами Преподобного в подклети Никольского храма.

      

 

В русских средневековых городах одними из центров жизни были православные монастыри, которые являлись влиятельными “игроками” были крупными владельцами собственности, оказывали влияние на общественно – политические процессы, протекавшие в городах. Особую роль монастыри приобретали и в период войн или социальнополитических “смут”, становясь надежным оплотом борьбы с противником. Показателен здесь пример Троице-Сергиевой Лавры, которая выдержала 16-месячную осаду польско-литовских интервентов и стала надежным оплотом Второго народного ополчения Кузьмы Минина и князя Д.М. Пожарского.

Одним из свидетелей эпохи “Смуты” и пребывания в Балахне, в 1612 году Второго ополчения, сделавшего здесь первую остановку, был Балахнинский Покровский мужской монастырь, который располагался к югу от дерево - земляной крепости, выстроенной в 1536 году для защиты города.  Дата основания Покровского монастыря не установлена. Уже в документах середины XIX века встречаются указания на то, что монастырь “...построен неизвестно в котором году и кем...”.

      

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря составляли две каменные церкви с колокольней, которые сохранились до наших дней – Покровская церковь, построенная в середине XVII века (первоначально она была деревянной), и Никольская церковь, строительство которой относят к 1552 году. Покровский монастырь в XVI–XVII вв. был крупным собственником недвижимого имущества в Балахнинском уезде. Кроме общих и частных привилегий, соединенных с тарханными грамотами, в это время монастырь по царским жалованным грамотам получал в уезде многочисленные промыслы – “рыбные ловли” с озерами, мельницы, солеварни, промысловые слободы; угодья – волжские острова, луга с “покосами”, пожни, леса. Кроме того, балахнинские солепромышленники давали вклады в монастырь, что обеспечило превращение монастыря ещё и в богатого солевладельца в уезде. Вызывает интерес то, что, несмотря на отсутствие точной датировки, народная память сохранила имя основателя монастыря - иеромонаха Пафнутия.

Именно это имя по прошествии нескольких веков закрепилось в исторической памяти балахнинцев, а также предание о том, что Пафнутий Балахнинский был захоронен в Покровском монастыре в подклети Никольской церкви.

В фундаментальной работе В.В. Зверинского “Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи”, изданной в 1892 году, указывается, что Покровский монастырь был “...основан иеромонахом Пафнутием в первой половине XVI века... тут же погребен основатель монастыря...”. Чуть ранее об этом также говорил в своем труде архимандрит Макарий.

В состав этого “Дела” включен единственный документ, представляющий собой всеподданнейший рапорт нижегородского военного губернатора Его Императорскому Величеству. В рапорте говорится следующее: “Издавна по Нижегородской губернии носились слухи о существовании якобы в уездном городе Балахне под принадлежавшею прежде к упраздненному Покровскому мужскому монастырю церковью Святителя Николая мощей скончавшегося в давнем времени иеромонаха Пафнутия и о получаемых якобы прибегающими к гробу сему чудесных исцелениях. С некоторого времени слухи сии стали усиливаться... ”, - далее говорится о том, что обнаружил нижегородский губернатор по своем приезде в Балахну 19 июня 1834 года, - “...что в бывшем под Никольскою церковью подвале с благословения Епархиального Архиерея (Амвросия - прим. автора)...устраивается церковь, внутри сего подвала на правой стороне имеется гробный растреснувшийся и обращающийся в песок камень, над коим сделан небольшой деревянный, несколько возвышенный обруб, покрытый парчовым покрывалом. Народу из окрестных и даже отдаленных селений и губернского города стекается много; служат панихиды и берут от онаго разрушенного камня песок.

Для записывания чудесных       якобы сих исцелений и явлений... заведена при той церкви книга, из каковой однако же положительного и доказанного ничего не видно...” наконец, губернатор резюмирует, что “Из всех сделанных... наблюдений по неимению никаких доказательств падает подозрение, что суеверие к распространению молвы сей способствует. Просить Епархиальное начальство приказать остановить заводимое устройство в  подвале церкви, служении панихид, равно и о снятии парчового покрова и прочего - было бы ближайшее средство, но таковою мерою можно до крайности огорчить приходящих, которым неблагонамеренные или заинтересованные люди лично могут представить оную меру в виде совершенного нечестия - почему я решился до времени и случая не показывать особого внимания...”.

 

Какие же выводы можно сделать из вышеизложенного? Со всей определенностью из документов мы видим факт существования устойчивой памяти балахнинцев о человеке по имени Пафнутий – иеромонахе, основавшем монастырь. С другой стороны, в предании отображается не столько обыденная жизнь и деятельность иеромонаха Пафнутия, сколько религиозные последствия, имевшие место после его кончины. Что же за этим стоит?

Можно предположить, что монахам надо было создать для будущих поколений собирательный образ местночтимого святого человека - основателя монастыря, преподобного старца и подвижника.

В этом случае возникает вопрос: а исторично ли вообще лицо по имени иеромонах Пафнутий? Мы же ничего о нем не знаем! Но, если историческая память балахнинцев через поколения сохранила имя, то можно считать, что причина устойчивой памяти - реально жившая когда-то фигура человека.

Таким образом, личность иеромонаха Пафнутия исторична. Косвенно историчность иеромонаха Пафнутия подтверждается ещё и тем, что в прошении епископу Амвросию Н.Я. Латухин ссылается на несохранившиеся до нашего времени рукописи и клировые ведомости, в которых упоминался Пафнутий.

Кроме этого, архимандрит Макарий в своей книге “Памятники церковных древностей”, говоря об иеромонахе Пафнутии, также ссылается на документы, которые до наших дней не дошли.

Кроме того, известно, что на территории Балахнинского района, а в прошлом – Балахнинского уезда, у поселка Большое Козино издавна существовал источник, названный нашими предками в честь Пафнутия Балахнинского. Этот святой источник у п. Большое Козино существует до сих пор, и многие балахнинцы бывают там. Появился источник в этих местах не случайно, так как именно здесь в XVI–XVII вв. по жалованным грамотам монастырь имел угодья – луга с “покосами”.

Очевидно, что уже после смерти иеромонаха Пафнутия народная молва по каким-то причинам превратила его в местночтимого святого. По крайней мере, на начало 30-х гг. XIX века, исходя из рапорта губернатора, мы видим все признаки того, что жителями Балахны, определенным количеством жителей окрестных селений и Нижнего Новгорода, иеромонах Пафнутий воспринимался местночтимым святым. Причем, как сказано в рапорте, “...с некоторого времени слухи сии стали усиливаться”. С чем же был связан подобный ажиотаж? Надо полагать, что слухи о чудесных исцелениях и прочем стали усиливаться в связи с акцией балахнинского дворянства и граждан, руководимых Н.Я. Латухиным, по увековечению памяти иеромонаха Пафнутия путем устройства церкви.

Как видно из рапорта губернатора, осуществлялось устройство церкви “...с благословения Епархиального Архиерея...”, то есть преосвященнейшего епископа Амвросия. По всей видимости, балахнинскому дворянству удалось добиться открытия придела. Архимандрит Макарий сообщает, что в 1833 году в Никольской церкви был устроен придел святого Пафнутия Боровского. Губернатор же, побывав в Балахне, сообщал в рапорте императору Николаю I, что из специально заведенной книги для записывания чудесных исцелений “...положительного и доказанного ничего не видно...”.

Таким образом, губернатор скептически относился к инициативе балахнинской общественности, считал данное поклонение суеверием и даже рассматривал возможность предложить епископу Амвросию приказать остановить устройство церкви в подклети Никольского храма.

Однако, несмотря на недовольство губернатора, поклонение мощам Пафнутия не прекратилось ни в XIX веке, ни в начале ХХ века. Была даже устроена специальная рака над местом погребения старца. Сохранилась фотография подклети Никольского храма с этой ракой.

Так, к примеру, в церковном приходском «Реестре видевшим сновидения и получившим исцеления людям», было записано, что 18 февраля 1839 года надворная советница Мария Жедринская, будучи в течение двух недель тяжело больной, так что уже готовилась к смерти, увидела себя во сне в Покровской церкви на богослужении. А затем увидела раздающего приходящим людям разный хлеб монаха, который велел ей попить воды из колодца при храме. После пробуждения от сна она послала за водою к церкви и затем полностью исцелилась от своей болезни.

Записывали священнослужители Покровского прихода и другие случаи благодатной помощи по молитвам при гробе отца Пафнутия. Смотритель балахнинского училища, титулярный советник Павел Петрович Павловский, 1 октября 1833 года пришел после всенощного бдения из Покровского храма в свой дом и, уснув во втором часу ночи, увидел себя во сне в Никольском храме, где была могила отца Пафнутия и где хотели освятить престол. Затем он увидел, как в том самом месте, где должны были быть установлены новые Царские двери, прошел в рясе, клобуке и с четками монах, который говорил ему: «Батюшка, верно и вы пришли поклониться основателю сего монастыря. Вот он здесь лежит, — и показал рукою, обернувшись к Павлу Петровичу, на северную сторону подлекта. — Я почиваю не тут, а далее могила моя». Эти слова монах повторил еще раз и исчез. Вид инока, которого видел во сне Павловский, со слов его был не очень старый, ему было около пятидесяти лет.Другая жительница Балахны, губернская секретарша Анна

Смирнова, 5 мая 1834 года свидетельствовала о том, что несколько лет назад была у нее духовная болезнь, выражавшаяся в необыкновенной смертной тоске, доводившей ее буквально до потери рассудка и чуть ли не до самоубийства. Во избежание этого смертного греха она дала себе перед Господом обещание в течение трех ночей молиться в Никольской церкви у могилы отца Пафнутия, что с большими трудностями она и исполнила, а после этого спустя шесть недель получила полное облегчение и исцеление. Несмотря на недовольство светских властей, поклонение могиле и останкам иеромонаха Пафнутия не прекращалось никогда. Еще в 20 е годы XX века в Никольском храме у могилы старца Пафнутия по традиции служили в память о нем панихиды.

В июне 1999 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в подклети Никольского храма на месте, где, по документальным данным, находилась могила основателя монастыря иеромонаха Пафнутия, были произведены раскопки, в результате которых обнаружены останки иеромонаха Пафнутия. По благословению митрополита Николая останки были положены в раку в соборном храме в честь Рождества Христова.

 Ещё в 1920-е годы, перед закрытием, в Никольском храме служили панихиды по Пафнутию Балахнинскому. При этом вызывает интерес тот факт, что в июне 1999 года подклети Никольского храма было произведено вскрытие пола с правой стороны, в результате чего были обнаружены человеческие останки мужского пола, о которых свидетельствует предание. В этой связи, данное захоронение косвенно может подтверждать, что иеромонах Пафнутий все же является тем, за кого его принимают. Однако утверждать с полной уверенностью, что это останки именно иеромонаха Пафнутия, нельзя, так как они более тщательно не исследованы.

Таким образом, поскольку в настоящее время возможная мифологичность образа Пафнутия Балахнинского не доказывается, и с большой уверенностью можно говорить о том, что личность иеромонаха Пафнутия исторична, есть смысл искать письменные материалы, которые дадут возможность проверить, что кроется за сохранившимся преданием.

 

Яндекс.Метрика


Назад к списку