Святитель Гавриил (городков)
Святитель Гавриил (в миру Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича (впоследствии священника этого села) и жены его Евдокии Филипповны.
С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но, по слову апостола, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1. Кор. 1, 27). И действительно, в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская.
Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью.
В 1808 году он закончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Божиим промыслом ему суждено было обучаться при ректоре академии архимандрите Филарете (Дроздове) и инспекторе — архимандрите Филарете (Амфитеатрове), высота духовной жизни которых затронула самое сокровенное в душе юноши.
В 1814 году, по окончании академии, Георгий получил степень магистра богословия и был назначен профессором на кафедру богословия в Рязанскую духовную семинарию.
С детства стремящийся к чистоте сердца и помыслов, смиренный, глубоко духовно настроенный, он жил совершенным отшельником и, не будучи монахом, проводил строгое монашеское житие.
Вскоре Господь призрел на его пламенные молитвы, и в 1815 году в Рязанком Спасском монастыре Георгий принял монашество с именем Гавриила в есть Архангела - Благовестника, а 1 декабря того же года был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Свято-Троицкого монастыря. Но недолго пришлось ему окормлять благословенную Богом и молитвенником за землю Русскую преподобным Сергием.
В 1817 году архимандрит Гавриил возглавил Орловскую (в то время Севскую) духовную семинарию, а через два года путь его лежал в Нижний Новгород: там он принял ректорство Нижегородской семинарией и назначен был настоятелем Макариевского Желтоводского монастыря.
Два года жил и молился отец Гавриил «у преподобного Макария», возрастая духовно, и в 1821 году переведен был настоятелем Печерского Нижегородского монастыря.
Спустя семь лет, 20 мая 1828 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе архимандрит Гавриил был возведен в сан епископа и направлен в Калужско-Боровскую епархию, где в недалеком будущем трудами своими и молитвами просвещенный и деятельный, кроткий и простой архипастырь заслужил уважение верующих. Божие благоволение и заступничество Божией Матери особо проявились в жизни святого именно в Калуге. В один из Великих постов он страдал изнурительной лихорадкой, и, по его словам, врачи были не в силах помочь ему. К мукам физическим присоединялась скорбь душевная, что он в течение всей Четыредесятницы не совершал богослужения. Сердце его особо страдало от того, что православные будут лишены умилительного обряда умовения ног в Великий Четверг. В этих благочестивых думах он задремал и в тонком сне увидел старца, который приказал ему отслужить молебен с акафистом пред иконой Владычицы «Милостивой». Проснувшись, он тотчас вызвал иеромонаха, который и отслужил его. Это было во Вторник перед вечерней. После молебна владыка встал и прошел по комнате, а ночью спокойно уснул. На другой день, в Среду, дома прослушал все богослужения этого дня, а Великий Четверг уже сам возглавил службу в соборе и, к великой радости верующих, совершил обряд умовения ног.
Это исцеление святитель считал чудесным и относил к иконе Божией Матери «Милостивая», которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге в иночество. В келье его пред образом всегда теплилась лампада. Знамение оставило глубокий след в душе святителя. Сердце его было раскрыто Господу, он всем существом предстоял Ему.
Но всего три года судил Бог пробыть святителю в Калуге. В 1831 году наставник преосвященного по академии митрополит Московский Филарет (Дроздов) рекомендовал его — как «испытанного в усердии и отличных способностей архипастыря» — на Могилевскую кафедру, дабы справиться с великой задачей - возвращением униатов в лоно Православной Церкви.
За время пребывания святителя Гавриила на Могилевской земле Православие приняли около 60 тысяч католиков. Для жителей Могилева, а впоследствии Рязани преосвященный был «олицетворением простоты» — за это его уважали даже католики. Сама внешность святителя Гавриила: благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка — располагала к нему. В общении с людьми, особенно инославного вероисповедания, он избегал укорения, ибо, как говорил сам: «Укорять — значить раздражать, а раздражать — значит уменьшать способность к принятию истины».
С 1837 года, в течение двадцати лет, владыка Гавриил возглавлял Рязанскую епархию. 21 июля 1837 года рязанцы с радостью встречали нового владыку Городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами, многочисленные верующие собрались на Соборной площади пред Ильинской церковью. Кафедральный протоиерей здесь же вручил ему архипастырский жезл Стефана Яворского.
Сразу по приезде отеческое сердце владыки было опечалено недавно постигшим город бедствием. Проезжая по площади к собору, он видел дымящиеся развалины домов и лавок, сгоревших при пожаре, истребившем большую часть города. Архипастырь в своих проповедях укреплял дух несчастных погорельцев упованием на милость Божию, ободрял словом любви и сердечного участия. Во время пожара пострадали многие городские церкви. Впоследствии именно радением владыки Гавриила они были обновлены.
Особое внимание преосвященного привлек самый величественный храм города — Успенский кафедральный собор, к тому времени совершенно обветшавший. Еще более печальный вид представляла собой недостроенная колокольня перед ним. Владыка обратился к рязанцам с просьбой о пожертвованиях на необходимые работы, и святительская просьба нашла отклик в их сердцах. Уже через три года святитель торжественно освятил колокольню, а в 1857 году, на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, преосвященный Гавриил совершил первую службу в благолепном соборе.
Прибыв из Могилева в Рязань, святитель с прискорбием узнал о жалком положении Успенской церкви на своей родине — в селе Городковичи, и решил устроить новый храм. На строительство он истратил свое жалование и даже вынужден был продать кое-что из своей одежды.
Кротость, любовь к людям соединялись в рязанском освященном с твердым характером, необыкновенной работоспособностью, знанием нужд духовенства. Служил владыка всегда благоговейно. На рязанской земле он построил и украсил множество храмов. За время его пребывания в Рязани было завершено строительство соборной колокольни в кремле, перекрыта крыша Успенского собора, главы которого были усеяны звездами по голубому полю и увенчаны крестами.
С именем епископа Гавриила связано еще одно важное событие в жизни верующих — перенесение чудотворной иконы «Знамение» — Корчемной из закрытой к тому времени корчмы.
Достойна упоминания история чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Икона та находилась в божнице некой вдовы, одержимой недугом пьянства. Когда же расточила она все свои средства, принесла пресвятой образ в корчму, чтобы обменять на вино. Спустя несколько дней, раскаявшись в своем поступке, она поспешила отдать корчемнику деньги, а икону вернуть. Поставив образ в божницу, на следующий день женщина его там не обнаружила. Она поспешила в корчму. Икона была там. Склонясь пред образом Пречистой, с великим сокрушением умоляла вдова Царицу Небесную не лишать ее Своего покрова. И Господь Бог наш, ищущий обращения заблудших, не отверг ее покаяния и обратил сей случай во спасение ее души, ибо с того дня вдова более уже не вкушала вина.
Прослышав о случившемся чуде, рязанцы стали приходить в корчму, чтобы поклониться святому образу. Корчемник затеплил пред иконой неугасимую лампаду, и пред ней стали совершать молебное пение.
Через некоторое время икону перенесли в приходскую церковь, но и оттуда невидимой силой она вновь была перенесена в корчму. В 1850 году корчма закрылась, и чудотворный образ крестным ходом был перенесен в церковь преподобного Симеона Столпника.
Летописи повествуют, что в 1848 году она спасала рязанцев от холеры, от страшного лесного пожара, была всегдашней Заступницей молящимся. В скорбях утешением, в болезнях облегчением.
В те годы Рязанский край постигли страшные бедствия: неурожай 1838 года, засуха 1840-го, вспышка холеры в 1848 году — унесли много жизней. Умерло 155 священнослужителей. И все эти годы святитель Гавриил старался облегчить жизнь рязанцев, щедро жертвуя на помощь бедствующим свои средства. Во время голода при архиерейском доме постоянно пекли хлеб, который раздавали нуждающимся, по словам апостола «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех ... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1. Кор., 9; 22).
В трудное время святитель лично явился к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, «голодного хлеба», тем самым открыв ему глаза на страшные народные бедствия. По настоятельным просьбам преосвященного Гавриила губернатор Рязани ходатайствовал о помощи перед министром внутренних дел, и совместными усилиями владыки, губернатора и благотворителя Рюмина удалось снизить цену на хлеб в семь раз.
Чтобы избавить от голодной смерти вдов и детей умерших священно- и церковнослужителей, владыка распорядился, чтобы Попечительский совет удвоил им пособия и сверх того выдавал единовременные суммы для пропитания. Преосвященный также создал для них училище с полным обеспечением. Призывая благотворителей жертвовать на доброе дело, владыка сам подавал пример многочисленными пожертвованиями как деньгами, так и книгами для библиотек училища.
Святитель Гавриил постоянно заботился об ученицах. Ежегодно на Пасху отправлял он свою карету за детьми, чтобы привезти их в Крестовую церковь, а на второй день Пасхи принимал воспитанниц в своих покоях: благословлял, беседовал, угощал, поддерживал добрым советом. Все, что приносили ему попечители — варенье, мед, яблоки, — отсылал «своим сироткам», как нежно называл он воспитанниц.
В 1848 году, во время эпидемии холеры, преосвященный благословил совершать особый молебен и крестный ход, в которых сам принимал участие. Преосвященный Гавриил любил поэзию и сам писал псалмы и духовные канты, которые пользовались популярностью среди жителей Рязани. Интересовался владыка и наукой. Его ученик, святитель Иннокентий Херсонский, регулярно снабжал его новинками богословской литературы. И к современным вопросам Церкви святитель подходил путем историческим, «с осторожностью и осведомленностью ученого».
Архиепископ Гавриил был также замечательным «археологом» и любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди документов Духовной Консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие об основании Переяславля Рязанского (современной Рязани) в 1095 году (в лето 6603).
К середине XIX столетия в России назрела необходимость написания трудов по истории Русской Церкви, которые могли бы служить пособиями при ее изучении в духовных учебных заведениях. С этой целью Св. Синод издал указ о составлении исторического и статистического описания епархий. Эта работа совпала со временем управления Рязанской епархией епископом Гавриилом, «любителем церковной старины, особенно архивной». Владыкой незамедлительно был открыт Церковно-Исторический Комитет, который успешно работал. Было подготовлено множество подготовительных материалов по истории Рязанского края, у жителей губернии оживился интерес к изучению церковной старины. Главным вдохновителем деятельности Комитета был сам Преосвященный: он был душой дела и нес на своих плечах громадный и кропотливый труд.
Впоследствии замечательная по исторической ценности обширная библиотека старинных рукописей, собранная святителем Гавриилом и переданная им Ольгову монастырю, попала в Епархиальное Древлехранилище.
Благоговейное отношение владыки к святыням зримо выразилось в почитании им чудотворного образа Феодоровской Божией Матери. Он сделал все возможное для прославления этой иконы, благословив устроить в честь нее придел в Сергиевском храме Свято-Троицкого монастыря, и на своих руках во главе торжественного крестного хода 24 октября 1852 года перенес чудотворный образ из Борисо-Глебского храма в обитель в освященный в тот же день придел. Многочисленный рязанцы — участники незабываемого события — шли по улицам, припорошенным первым снегом, словно белым покровом. Господь как бы давал уразуметь, что путь к благосердию Царицы Небесной есть чистота и непорочность сердца.
В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в миропомазании на царство императора Александра II, который за долговременное и усердное пастырское служение» наградил преосвященного Гавриила алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского.
В 1858 году владыка ушел на покой и поселился в Рязанском Ольговом монастыре, где проводил время в делах благотворительности.
Незадолго до ухода на покой святитель посетил Казанский женский монастырь. Игумения устроила трапезу. И вдруг в горницу вошел неизвестный человек (как выяснилось позже - умалишенный) и направился к владыке, как бы за благословением. Преосвященный сам встал навстречу ему, но как только хотел благословить незнакомца, тот так сильно ударил святителя по голове, что владыка упал. Человек тот был взят полицейскими, и, по расследовании, оказался иеродиаконом Александровской лавры Варлаамом, прибывшим в Рязань и жившим здесь у родного брата, диакона Спасоярской церкви. Случай этот произвел на святителя Гавриила сильное впечатление: тяжелое чувство не покидало его. Святитель все чаще стал задумываться о вечном.
8 июня, в день святого великомученика Феодора Стратилата, рано утром на соборной колокольне раздался звучный голос главного колокола. Одинокие звуки его дрожали в воздухе и разливались над Рязанью. Вскоре на галерею, ведущую из архиерейских палат в кафедральный собор, вышел кроткий архипастырь, чтобы в последний раз совершить в нем Божественную литургию. Лицо владыки, всегда светлое и спокойное, поразило собравшихся особенной погруженностью в себя.
Шестнадцать убеленных сединами священнослужителей предстояли во время священнодействия. Подобного архиерейского служения до того дня не видела Рязань. Сам святитель, по описанию очевидцев, был прекрасен, «как прекрасен ангел, предстоящий пред Богом. Он был весь молитва».
Отслужив литургию, святитель обратился к настоятелю кафедрального собора со словами: «Отец протоиерей! Возьми жезл сей, который вручил мне Господь Бог, и передай моему преемнику!»
Вслед за этими словами хор певчих тихо запел прощальную песнь св. Праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром...»
Поселившись в Ольговом монастыре, владыка летом подолгу сидел у стен обители, устремив взор на дорогую сердцу Рязань. За время пребывания святителя Гавриила в монастыре были выстроены настоятельские деревянные келий, каменная ограда вокруг обители, к алтарю Троицкой церкви пристроили каменную ризницу.
Незадолго до приезда святителя Царица Небесная явила над обителью особую милость чрез явление Своей иконы Иверской в часовне возле монастыря. В начале лета ее поместили в Успенской церкви — после чудесного исцеления болящей Параскевы из села Вышгород, страдавшей от гнойных язв на теле и ломоты в костях, по усердным молитвам ее пред этим образом.
Святитель Гавриил, которому было поручено управлять монастырем, часто изливал пред чудотворной иконой Иверской Божией Матери свои молитвы.
Вскоре он избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам: «Вы видели, православные, какую честь отдают архиерею в храме Божием? — и, указав на могилу, продолжил: — Вот чем оканчивается всякая почесть земная! Помнителюбезные мои, что за гробом, там, — указывая на небо, — встречены будут с почестью одни только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю!»
С начала 1862 года 77-летний владыка настолько изнемог, что не мог уже подняться с постели. В Неделю Ваий он исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, соборовался. С этого времени келейники непрерывно читали возле него то акафист Сладчайшему Иисусу, то канон на исход души, то поклонение Страстям Господним. 7 апреля 1862 года, накануне Светлого Христова Воскресения, святитель Гавриил отошел ко Господу.
По распоряжению его преемника, архиепископа Смарагда, погребение святителя Гавриила было совершено в пяток Светлой седмицы в Архангельском соборе Рязанского кремля. Семь дней пребывало тело святого в душном помещении, но никто не заметил ни запаха тления, ни какого-либо изменения в лице.
Местные жители рассказывали, что по молитвам покойного святителя прекратились обвалы берега, и монастырю, где он провел последние годы своего земного странствия, больше не угрожала опасность.
16 июля 1999 года в Успенском кафедральном соборе г. Рязани по благо-Словению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых.
13/26 октября 1999 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, были обретены мощи святого Гавриила и впоследствии перенесены в Свято-Троицкий монастырь г. Рязани, где положены в специально устроенную для них раку.
Память святителя Гавриила празднуется 7/20 апреля — в день преставления святого; 13/26 октября — в день обретения его честных мощей (1999 г.) и 21 декабря/3 января — в день открытия мощей в рязанском Троицком монастыре (2000 г.)
Назад к списку