Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Святые Евдокия,Дария,Дария и Мария Дивеевские

Яндекс.Метрика

 

В шестнадцати километрах от Дивеево, в селе Пузо (ныне - Суворово) в серединедевятнадцатого века в крестьянской семье у Александра и Александры Шиковых родилась дочь. Девочку при крещении назвали Евдокией. Когда Дуне исполнилось двагода, её мама умерла, отец женился вторично. Через несколько лет он уехал в Сибирь,девочка осталась в родном селе у родственников.Родной дядя Дуни был церковным старостой. Благочестивые родственники сумели привить и Дуняше любовь к Богу и ближним. В девять лет отроковица вместе с подругой Марией побывала в монастырях в Сарове и Дивеево.Евдокия с детства была слабенькой, сверстники посмеивались над ней, часто закидывали её с подругой камнями. Девочка мужественно переносила побои и насмешки лишь в молитве просила Господа укрепить её. Когда отроковица Мария умерла, Дуняше и вовсе не давали прохода.
 
 
Когда девушке исполнилось двадцати лет она тяжело заболела. Остальные годы ейпредстояло со смирением нести крест болезни. С этого времени Евдокия была прикована к постели. Господь не оставлял свою избранницу, ей было даровано духовное зрение. Односельчане и верующие из окрестных сел приходили к ней за духовным советом, обращались за молитвенной помощью. Принимали посетителей и ухаживали за болящей верующие девушки.По рассказам современников, к блаженной Евдокии в дом часто приходилиблагочестивые девушки, они вместе молились, пели стихиры, кондаки и акафисты. Общее пение начиналось в восемь часов вечера, и продолжалась служба до двенадцати часовночи. Утреню начинали в пять часов утра. И молились до двенадцати часов дня.Келейница Полина рассказывала: «Утреннее правило Дуня разделяла, и было минутпо двадцать отдыха; если во время отдыха приходил кто с великой скорбью, она впускала,а во время правила никого не пускала. После правила ее обращали лицом к иконам,подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все 12 лампад. После этого пели«Верую...», «Достойно...», «Отче наш...», «Заступницу...», «Яко необоримую стену...»,«Богородице Умилению...», «Крест всей вселенной...»...Дуне давали раздробленную просфору... Велит вымыть ей руки, а как дадут ейпросфору, заплачет и скажет: «Перекрести руки». Положат ей просфору, разрежут еепополам. Одну половину опять в чулан унесут, а эту половину еще разрежут пополам, иполовину она дает той, которая ей служила. Давали ей три просфоры: из Сарова,Понетаевки, Дивеева, так что у нее получалось три части.Поднимут самовар на стол, ладану в трубу положат, чайник заправят чаем и ставят наладан, в это время ей отрезают хлеба. И вот каждый кусок оградит знамением креста, ивсе эти куски она сложит в платок и положит на постель, а себе оставит один кусокржаного хлеба и от него съест малую часть. (Те куски, которые она завязывала и клала напостель, после шести недель клала себе за спину, спала на сухарях.)
 
Кушала она мало... Перед самым чаем она разрезала огурец и съедала кружочка дваили гриб соленый, пирог раз откусит, когда Бог посылал... Мяса от юности не ела, всегодва яйца в год... Хлеб она потребляла от одних людей (женщина пекла с молитвой)... Дуняговорила, кто ест мягкий хлеб, тот не постник, но если постишься да дорвешься домягкого хлеба, это плохо. Всякий кусок Дуня крестила и говорила: «Христос Воскресе!»Если молитвенного правила не кончит, то три дня пролежит без пищи.Денег от юности она в руки не брала. Во время воскресной обедни Дуня запрещалапечку топить и к святыне приступала строго, а последнее время не давала и полы мыть, ибелье разрешала стирать только во вторник и в четверг, и при этой работе не давала сосвоего стола просфору, не давала дома обедать и лампаду поправлять, но в церковьпускала; после полов она велела мылом руки мыть, съесть кусок хлеба и взять книгу вруки - Псалтирь или молитвенник. Только через двое суток она разрешалаприкладываться к иконам; также и после бани. Весь месяц в одной обувке ходить надо,хоть сыро, хоть жарко, разуться нельзя. У хожалок до того ноги отекут, что невозможно,весь день на ногах, без отдыха и без сна; ноги сырые, а греться не пустит; весь месяц недавала сменять белье и платок, а при народе обличала: она монашка, а грязная.Чтобы подвига ее не знали, говорила: «Ныне нет отрадного дня», - и сама не ела, иникому не давала. А тут по покойнику в колокол ударят - нельзя уже есть, или еще чтослучится, все это были поводы, чтобы не есть. Так и отведет день ото дня. Когдапокойника несут, она лежит недвижимо, и если ест в это время, то бросит, и всем велитмолчать. И до тех пор она лежит недвижимо, пока его не схоронят, и никого в келью в этовремя не пустит».На вопрос келейницы: «Дуня, почему ты так к покойникам относишься?», блаженнаяотвечала: «Глас Господень - когда в колокол бьют - объяснил, чтобы молились за рабов».
 
По рассказам келейницы блаженной Евдокии, подвижница носила вериги, которые унее были поясом. Рубашку блаженная не позволяла менять, пока та не истлеет. Онаблагословляла келейниц лишь раз в год мыть ей руки и ноги. Руки ей мыли с мылом полокоть, затем обливали их в тазу со святой водой; ноги мыли до колен, но простой водой(тело никогда не мыли). Когда ей мыли ноги, блаженная держала зажженную свечу.Голову разрешала мыть лишь раз в год теплым, разогретым в печке елеем. Зимой и летомблаженная была одета в тулуп, шерстяную одежду, покрывала голову шерстяной шалью.Она не позволяла никому подрезать волосы и стричь ногти.За своё великое смирение и терпение подвижница и удостоилась Даров Святого Духапрозорливости и исцеления.Приведем лишь несколько случаев, свидетельствующих о прозорливости блаженнойЕвдокии, о силе её молитв.Сын одной благочестивой вдовы дважды приходил к прозорливой старице Евдокие,чтобы получить благословение на поступление в монастырь, но она, по рассказамсовременников, «ни благословения не дала, ни самого его в келью не пустила», лишьсказала: «Пусть не просится в монастырь, он все равно жить там не будет»»... Юношапоступил по-своему, три года подвизался в монастыре, но затем ушел из монастыря и вНижнем Новгороде стал коммунистом....
 
Однажды к блаженной приехала девица Параскева из села Верякуши, страдавшая отболезни желудка, она рассказала, что не может есть даже ржаной хлеб. БлаженнаяЕвдокия подала ей ржаной сухарь со своей постели и велела съесть, добавив при этом: «Ясама больная, а ем ржаные сухари». Параскева съела – и выздоровела. С того дня онастала есть всё. Благодарный отец исцеленной девушки, купил келью для келейницЕвдокии, во славу Божию стал творить милостыню (по рассказам односельчан, до этогослучая он отличался скупостью).По свидетельству очевидцев, однажды блаженная Евдокия обличила пришедшую кней женщину: «На тебе нет креста». Женщина возразила: «Есть». После того какблаженная заплакала, женщина созналась, что на ней не было креста, и попросилапрощения. Подвижница велела келейницам дать ей крест.Однажды блаженная Евдокия велела благочестивым супругам Никифору и Марфеприходивших к ней петь, вернуться домой раньше. Они возразили: «Дуня, мы будем петьдо конца». Прозорливица ответила: «Нет, вам надо идти домой». По послушанию супругивернулись домой и во время: «их теленок запутался... едва не удавился».Приходил к блаженной петь стихиры и Пётр Павлович из деревни Глухово, однаждыон признался блаженной, что боится возвращаться в темноте (после полуночи).Блаженная Евдокия утешила: «Тебе ангелы посветят». Пётр Павлович позже рассказывал,что когда вышел на улицу перед ним огненный шар покатился, так он и шёл за ним досамого дома, и славил Господа, за великую милость явленную ему грешному по молитвамправедницы.
 
По молитвам блаженной Евдокии возвращались к праведной жизни оступившиеся,благодаря её советам и предостережениям налаживалась жизнь супругов. Праведницузнали и почитали многие в округе, приходили к ней за советом и утешением и измонастырей. Блаженная и материально помогала монашествующим. Она часто говорила:«Я духовенство и людей монастырских считаю как ангелов».Страждущие, приходившие к блаженной всегда старались отблагодаритьмолитвенницу, приносили еду, продукты, материал, но не у всех брала прозорливица, икелейницам не разрешала притрагиваться к продуктам без благословения. Бывали случаи,когда завистливые люди приносили отравленную еду. Однажды кто-то поставил в сеняхперед Пасхой творог, кошки унюхали, забрались на лавку, поели и околели.Блаженная советовала не только еду, всё ограждать крестным знамением и окна идвери, одежду, обувь, кровать, перед тем как ложиться. Домашний скот ограждать утром  и вечером. Говорила, что в нечистоте женщинам в храм до шестого дня входить неследует.По рассказам келейницы Полины, блаженная Евдокия учила девушек смирению,терпению и послушанию. При людях могла обличить, безвинно оговорить, чтобы училисьсмиряться, не возгордились.Христа ради юродивая Евдокия, добровольно отдавшая на истязание свою плотьвшам, страдавшая от холода и голода, часто ослабленная от многодневных строгихпостов, отличалась высоким мужеством и терпением. Ей было открыто, что вскоре еёждёт мученическая смерть, знала, и через кого ей придётся пострадать, тем не менее,впустила в келью этого человека.Когда блаженная слышала, что кого-то расстреляли, она говорила: «Все-таки иххоронят, а меня не станут хоронить и в колокола звонить не будут. Господи, Господи,какие люди счастливые, помрут - звонят, а меня, как скотину, в яму свалят». Верующимсоветовала: « На могилку мою почаще ходите, вы будете плакать и рыдать на моеймогилке, я буду все слышать, но отвечать не могу». Келейнице Поле советовала: «Я умру,ты принимай схиму, я умру, а ты останешься, а если не примешь, то Богом будешьнаказана» Поля ответила: «Я, Дуня, неученая». – «Кто у меня живет, все будут ученые.Старайся обо мне молиться, и я там тебя не забуду. Иди в монастырь». Незадолго досмерти, после того как ей помыли руки и ноги, сказала: «Давайте мне рубашку, кою я насмерть приготовила, она потолще, в ней будет потеплее». Блаженная предсказывала: «Ядо осени доживу, новую жизнь поведу, а вы всякий сам себе хлеб приготовляйте, ябольше вам готовить не стану, тогда вам всем легко будет жить, а ты принесешь мне изБабина».
Вскоре после революции представители власти решили расправиться с блаженной Евдокией, предлог был найден, у неё в келье застали задержавшегося из увольнительногоотпуска призывника, блаженную обвинили в укрывательстве дезертира.Одна из выживших келейниц рассказывала, что летом 1919 года в дом старицыворвались солдаты: «Их пришло сначала двое, они вошли и начали читать бумагу: ктоздесь живёт из хожалок. Все они были у них переписаны... Я не отходила, смотрела вокошко. Вижу, нашёл он просфоры и елей, бросил их в лицо Дуне и начал её обзыватьскверными словами... И потом он стал её за волосы таскать, и стал бить плетью, ахожалок в келье не трогал. Потом взял восковые свечи, скрутил их десять штук вместе,зажёг и стал кидать иконы и искать деньги».Блаженную избивали до вечера. Когда солдаты ушли. Келейница Даша решилаперенести её в другой дом, опасаясь за её жизнь. Но по дороге они повстречали солдат,которые вновь набросились на праведницу. Её отнесли в дом, положили на лавку, биливсю ночь попеременно, били плетьми, стаскивали на пол, пинали ногами. Около домасобрались верующие, некоторые пытались броситься на помощь, но стража никого неподпускали.По свидетельству очевидцев, когда в воскресенье выносили из кельи икону БожиейМатери «Иверскую» - «от Неё было сияние». Когда выкидывали вещи блаженной, частьикон крестьянам удалось взять в церковь. Многие книги и иконы были уничтожены.
 
Из воспоминаний келейницы блаженной старицы: «В понедельник поутру череззаднюю калитку проникли к ней некоторые верующие, а солдат попался хороший и небил её в это время. Дуня попросила у народа: « Меня надо приобщить, позовитесвященника». Батюшка о. Василий Радугин пришёл, но его не пустили. Он просил у нихпропуск, у самых главных, они ему дали. Он пришёл к Дуне, исповедовал и приобщил ихвсех за два часа до смерти... » 5/18 августа 1919 года блаженной старице и её келейницамбыло суждено принять мученическую смерть. ( Келейницы - Сиушинская Дарья,Тимолина Дарья, Мария Неизвестная, скрывавшая своё имя.).
По свидетельству очевидцев, когда блаженную и её келейниц везли на казнь, их лицабыли необычайно красивы. Один неверующему крестьянин, Иван Анисимов,рассказывал, что видел, на плечах у каждой белых голубей.Удостоилась видения и женщина, которая кидала камни в верующих, приходивших кблаженной. Рано утром на рассвете она увидела над кельей подвижницы четыре огненныхстолба: «Два срослись, как развилка (когда подвижниц выводили из дома, келейницавыносила блаженную на руках), а два отдельные».Приговорённых привезли к месту казни на кладбище. Пузовские крестьяне Петр,Иван и Макар, попытались заступиться за мучениц, но были избиты плетьми. БлаженнаяЕвдокия увидела это и сказала: «Смотрите, как с них грехи сыплются. С Макара грехилетят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». Петр Карасев впоследствиирассказывал, что никакой боли от ударов не чувствовал: «Я бы счастлив был, если быменя еще раз избили за Дунюшку».Недалеко от свежевырытой могилы девушек усадили спиной к крестам ирасстреляли. Казнённых хотели сбросить в могилу, но благочестивый односельчанин,Василий Седнов, успел опередить их, он спрыгнул первым в могилу и стал приниматьтела мучениц за веру. (По свидетельству Василия блаженная старица носила вериги.)Василий покрыл им лица платочками, после этого их засыпали землёй. Долгое времяверующих не подпускали к могиле.Из рассказа духовной дочери старицы: «Потом солдаты ушли от могилы и поручилиследить, чтобы на могилу священник не пришёл и не отпевал бы их. После этого намогиле стали видеть горящую свечу, а на её месте в двенадцать часов днём, в это жевремя вскоре после расстрела, солнце играло в саженях десяти от земли».После того, как блаженную и её келейниц убили, представители власти не разрешалидаже поминать праведницу сорок дней, лишь в деревне Бабино священник молился обупокоении душ праведниц, в келье блаженной служил панихиды. По свидетельству этогосвященника, в то время когда врачи опасались за его жизнь, он получил исцеление отболезни горла по молитвам праведницы, вот как он рассказывал об этом келейницеблаженной Евдокии, Полине: «Входит апостол Фома, потом Преподобный Серафим,старец Никодим и с ними Дуня: Я ее лик не видел, но она вошла с ними, взяла за горло исказала: «Вставай, здрав будешь, иди служи обедню, жалко, ты у меня у живой не был».Лица всех видел, а ее не видел, слыхал только голос». (Священник сказал, что святыеповедали, что с ними была блаженная Евдокия.)Дьякон Иона из села Пузо, поступивший по благословению блаженной Евдокии вОранский монастырь, увидел видение, что к ее могиле текут тысячи людей, многоархиереев и духовенства, и служат на ее могиле.Дивеевская блаженная Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще,там Ангелы поют непрестанно». Однажды Поля пришла к блаженной Марии Ивановне,дивеевская блаженная ей сказала: «Моим именем Пузо три раза сгорит», - и три раза владоши хлопнула. «Вон Дунины тряпки горят, ее кровь догорает». На третий день пожарохватил дом женщины, которая радовалась когда вещи мученицы из дома выкидывали, инесла к себе в дом. За осень трижды в селе было возгорание «Дуниных тряпок».Предсказывала блаженная Мария Ивановна, что « Дуня выйдет мощами, понесут ее четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будут тысячи, и тогда все восплачут, иневерующие уверуют». (Через восемь десятилетий в 2001 году будут обретены святые мощи пузовских мучениц.)И после гибели подвижницы происходили чудеса исцеления на её могилке. Однаждыпришла на могилку раба Божия Анна, страдавшая от болезни глаз, слёзно просила вдовапомощи у блаженной, припала к могиле - и получила просимое. Многие верующие были свидетелями этого исцеления.
В 1967 году Анна Силаева, страдавшая от болезни мочевого пузыря, земельку смогилы праведницы насыпала в воду, эту воду пила. В скором времени полностьюисцелилась.В 1983 году на могиле блаженной Евдокии раба Божия Наталия пела с певчимипанихиду. После панихиды Наталья встала на колени у края могилы и попросила, чтобыблаженная Евдокия исцелила ей ногу. Прочли акафист Иверской иконе Божией Матери иотправились в обратный путь. Вскоре Наталья почувствовала, что идет легко, неприхрамывает. По молитвам праведницы Наталья исцелилась.Высказывания блаженной ЕвдокииЕсли постишься, то и мягкий ржаной хлеб не ешь, и досыта не вкушай.Если ты день не ешь, а на другой день приготовишь себе хорошую пищу, такой постБог не примет.Если молишься для людей, чтобы тебя люди видели, а на душе у тебя этого нет, этоне молитва.Человек спасения ищет, а спасение - человека. Друг к другу идут и друг друга ненайдут.Если нет скорби при подвиге, и если тебя только все ублажают и чтут, не доходенподвиг твой ко Господу, если же подвиг ради Бога, то будет скорбь непременно.Если враг побежден, он будет действовать через человека.За непослушание Господь попускает болезни.2001 года были обретены святые мощи пузовских мучениц. Память - 5 / 18 августа ина Собор новомучеников и исповедников Российских. (Воскресенье 25 января илиближайшее после 25 января).Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и МарииО дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие- древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения,бдения и поста изнурительнаго пожившия - ныне к вам прибегаем и, к мощем вашимприпадающе, молим вас: о страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровиюХриста ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; опрозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях преждекончины от Господа извещенныя, о изцелительницы и чудотворицы не токмо в землиНижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, - не оставите нас во грехах ибеззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славящеСвятую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
 

Назад к списку