Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вознесенский Высокогорский мужской монастырь Арзамас (не действует)

 

 

 

К началу 18 века в г. Арзамасе было пять монастырей, существовавших в самом городе. Но арзамасцы принимали  участие в открытии новых обителей  в уезде. Давно приметили они это красивое местечко. Для людей, любящих уединение, невозможно было найти лучше этого пустынного места. Красивое и совершенно скрытое  от мирской суеты, оно, как нельзя лучше, подходило для открытия обители. Природа невольно располагала здесь душу и сердце к благоговейным размышлениям…
…В феврале 1716 года в Спасском монастыре собрались самые именитые люди города: архимандрит  монастыря Афиноген, комендант города  Михаил Языков, арзамасские чины, купцы и мещане. Они написали челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали Строителем и блюстителем часовни.
Разрешение было получено и в апреле этого года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители.
Строительство шло очень успешно. Часовня и две  земляные кельи для жилья монахов  были быстро  поставлены. Срубили часовню  из елевых деревьев, высотой в 18 венцов, длиной и шириной по 6 аршин. Венчала её многогранная глава с тремя крестами: в середине возвышался четвероконечный деревянный крест, по бокам – литые, медные. Внутри часовни в виде иконостаса, в одном кивоте,  висели иконы Вознесения Господня и Казанской Божьей Матери. Перед ними на аналое лежал кипарисный крест  с живописным изображением распятого Христа. Был и небольшой чуланчик для хранения церковной утвари. Часовню поставили не на самом верху горы,  а у въезда в лес, ближе к городу.
И вот уже в день Вознесения Господня, который пришёлся в этот год  на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершён первый крестный ход.
Церковнослужители, монахи,  множество арзамасцев несли хоругви, кресты, святые иконы из всех городских церквей. Возглавлял это живописнейшее зрелище архимандрит Афиноген со всем духовным собором.

                              Строительство монастыря

Многие жители  были восхищены красотой и торжественностью крестного хода. Невыразимые религиозные чувства умиления и благоговения охватывали присутствовавших. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалел, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, т.е. не служится литургия. Он дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал  челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили Митрополита Стефана набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство тёплой деревянной церкви  в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя  святых Благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев.
К этому времени первый строитель обители иеромонах Лука скончался, вместо него был назначен иеромонах Герасим из Арзамасского  Спасского монастыря. Указом от 11 декабря 1718 года новому строителю «дозволено было производить повсеместный в Империи сбор на постройку церкви и монастыря».  Короче говоря, на строительство и церковную утварь деньги собирали всем миром по всей России. Не остались в стороне и боголюбивые арзамасцы. Проявлял заботу о монастыре и комендант города Языков. Из этого следует, что Высокогорская пустынь ещё до строительства и освящения была наименована монастырём.

Монастырь был основан, но просуществовал  недолго. Эта обитель в красивом глухом лесу привлекала разбойников и грабителей. Четырежды подвергался монастырь их нападению. Легко ускользали разбойники от властей в непроходимых  арзамасских лесах. Иноки решили оставить его, а  всё монастырское имущество, ризницу,  колокола перенесли в Арзамасский Троицкий монастырь. По одним данным это произошло в 1731 году, по другим в 1734 году. Тихвинский монастырь запустел,  а вскоре и вовсе был разрушен.

Запустение длилось около  девяти лет.

В 1743 году, во время правления Елизаветы Петровны, жители Арзамаса вновь обратились в Священный Синод, прося благословения на возобновление обители. Они просили  вернуть прежнее имущество и поручить монастырь ведомству Арзамасского Духовного Правления  под наблюдением Настоятеля Арзамасского Спасского монастыря.

Возобновлённый монастырь был построен не на старом месте,  а на самой вершине горы, в глубине леса. Строителем пустыни назначили иеромонаха Иова.
В 1745 году здесь была сооружена тёплая трёхпрестольная каменная Вознесенская церковь с приделами во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и вс. Петра и Февронии Муромских.   Поэтому монастырь был назван Высокогорской пустошью, а по главному престолу храма – Вознесенской.
Много усилий для восстановления обители приложили арзамасские помещики, благотворители арзамасского уезда, обустроившие почти всю пустынь за свой счёт. Они избирали этот монастырь местом своего погребения.
По сведениям, взятым с третьего строителя пустыни иеромонаха Варсонофия (указ Святейшего Синода от 22 декабря 1749 года) Высокогорская пустынь не имела никаких материальных выгод: ни жалованья, ни руги, ни вотчин, ни земель, ни пустошей, ни лесных и сенных угодий, ни рыбных ловель, ни соляных варниц. Число братий в этой «сказке» указано 8 человек: строитель Варсонофий ( не знал грамоты), иеромонах Иринарх, подписавший эту «сказку», да шесть простых монахов.

За следующие тридцать лет сведения о монастыре очень скудные. Только о ремонте, переделке и освящении церкви и приделов: 25 июля 1759 года после ремонта освящена тёплая каменная церковь Вознесения Господня. 13 декабря 1763года освящён в этой церкви  придел во имя мученников Флора и Лавра (ранее не упоминаемый, возможно вместо придела во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, который был перенесён во вторую церковь). В 1767 году освящён придел во имя благоверных князей Петра и Февронии Муромских Чудотворцев. В 1768 году при епископе Владимирском и Муромском  Павле закончена и освящена вторая каменная церковь в честь новоявленного Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца (позднее – Покровская церковь), в 1774 году вторично отремонтирована и освящена церковь Вознесения Господня.

С 1779 года при десятом по счёту строителе иеромонахе Феофане Высокогорская пустынь числится приписной к Саровской, что послужило этому – неизвестно. Правила общежития, молитвословия, трапеза, одежда, послушания стали здесь такими, как в обители Серафима Саровского, и сохранились на многие годы.
Арзамасское общество положило монастырю «ругу» (государственное жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами) в 50 рублей, а потом её и удвоило. Общество выплачивало её регулярно, вплоть до 1779года, потом уменьшило её до 40 рублей.
У монастыря появились собственные благотворители: князья Хованские, Путятины, Максутовы, Куракины; генеральша Анна Кречетникова, помещики Раевские, Панютины, Чемодановы, Полчениновы, Лялины, Микулины; купцы: Подсосовы, Сальниковы, Корниловы, Масленниковы и другие. Благоволил монастырю и Новгородский Митрополит Дмитрий Сеченов и его отец Алексей Иванович.

Монастырь продолжал обустраиваться. Так в 1784году он был обнесён со всех сторон каменными стенами с башнями, в следующем году над святыми воротами начали строить каменную колокольню, которая существовала до советских времён.
В 1798 году по распоряжению Казённой Палаты для монастыря была отведена рыбная ловля на реке Тёше, две мельницы и тридцать десятин земли в разных местах Нижегородской губернии, отдано в вечное владение пустыни 1700 кв. сажень земли с растущим на ней крупным лесом. С этого времени жизнь в монастыре стала улучшаться. Посещавшие его паломники отмечали, что монастырь удобно расположен и хорошо обустроен.
В этом же 1798 году Епископ Нижегородский и Арзамасский Павел, который часто посещал обитель, знал монашествующих и опасался  закрытия монастыря (из-за малочисленности?), ходатайствовал перед Священным Синодом о включении монастыря в число семибратских, без милостынного (в 300рублей) содержания. Епископ заверял Святейший Синод, что обитель может существовать и без жалования от казны. Монастырь стал жить на свои средства.
С этого времени он уже не состоял в ведении Саровской обители, а находился под началом Нижегородского Епархиального Начальства и под покровительством гражданского ведомства.
В 1823 году в г. Арзамасе  обителью была построена каменная часовня и подворье на Лесной площади, около Выездновского моста, на большой дороге, ведущей в Москву и Тамбов. Землю для их постройки выделил с согласия общества арзамасский городничий Бабушкин «по благоволению» нижегородского губернатора Крюкова. Подворьем пользовались монахи, приезжающие в город по монастырским надобностям. Всего же к концу 19 века у монастыря было три часовни, одна в г. Арзамасе, две на Высокой Горе: одна деревянная  с резным распятием  во весь рост Богочеловека и малая (перекрестная) при въезде в монастырскую рощу, на месте первых монастырских строений.
А в 1845 году на Высокой Горе окончили строительство второго,  тёплого храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм имел два придела: в честь Божьей Матери Всех Скорбящих Радости и святителей Николая Мирликийского  и Дмитрия Ростовского.
План для постройки  этого храма был прислан бывшим настоятелем монастыря наместником Троицко — Сергиевой Лавры архимандритом Антонием. Под церковью устроили усыпальницу для погребения настоятелей, благотворителей, выдающихся иноков.
В 1855 году в каменном архиерейском корпусе была устроена  домовая однопрестольная церковь во имя Святителя и чудотворца Тихона Задонского. Освещена после 1861года.

                          Архитектурно-художественный образ пустыни

Территория пустыни представляет собой треугольник, к нему вдоль южной стороны с востока подходит дорога из Арзамаса. Входы в обитель устроены с Западной стороны. Святые ворота под колокольней открывались при торжественных случаях. Слева от Святых ворот-повседневные.

Высокая каменная колокольня построена в 1785 году над святыми воротами. Высота ее 57 метров. К северу от колокольни и обыденных ворот в одной линии со стеной расположен 2-х этажный каменный настоятельский корпус. В нём же располагался склад одежды. К югу от колокольни располагался 3-х этажный корпус. На первом этаже располагались пекарня, квасоварня и погреба. На втором-трапезная и келарня, а слева на 2 этаже келии братии.Они же располагались и на 3-м этаже. 

Напротив этого корпуса на восток между тёплой церковью и южной стеной находился глубокий колодец. Помещение над ним зимой обогревалось печью. Воду поднимали с помощью механического насоса, который приводился в движение конной тягой. По водопроводу вода поступала и в келарню.В восточной части обители-фруктовый сад. 

Архиерейский корпус окрашен в красно-коричневый цвет. Он построен в 1850-х годах. Решением Владыки Иеремии. Он собирался поселиться в обители, как только уйдёт на покой. Здесь же была устроена домовая Церковь  в честь Иверской иконы Божьей Матери и Свт. Тихона. Вдоль северной стены находился каменный 2-х этажный братский корпус, построенный в 1851 году. На Запад от него располагалась каменная житница. За западной монастырской стеной, рядом с настоятельским корпусом был гостинный двор: 2-х этажный каменный корус, каретный сарай, 2 конюшни и сушило для сена.На склоне реки Тёша находились хозяйственные постройки: скотный двор, дровянник, погреб и баня. К югу располагались обширные огороды.

Храмы обители в юго западной части пустыни. Соборная холодная каменная церковь во имя Вознесения Господня с пределами в трапезной: правыфй в честь Иоанна Предтечи, левый во имя Успения Божьей Матери. Здание пятиглавое построено на месте тёплого храма в 1759 году.Оно перестраивалось в 1774 и 1826 годах. Его первоначальный облик сильно искажён.

Иконостас в 70-х годах 19 века был пятиярусный, резной, готической архитекруры. Своды и стены расписаны живописью. В западной части храма были обустроены 2 помещения под архив и библиотеку. В ней собраны более 400 экземпляров богослужебных, исторических и др. книг. Среди которых было Евангелие 14 века.

Теплая 1 главая каменная церковь Покрова Богородицы с 2 пределами: правый Божьей Матери "Всех скорбящих радости" а по левую Свт Николая Мирликийского и Свт. Димитрия Ростовского. Построена в 1768 году, а в 1845 была капитально перестроена. Стены и своды расписаны хорошей живописью. Иконостасы одноярусные, резные, позолоченные, окрашены масляной краской.

Монастырь упразднен в 1920-х годах.

 

 

 

 


Назад к списку