Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Арзамасский Алексеевский женский монастырь (не действующий)

 

Сия община есть краса и венец 

всех женских Нижегородской епархии монастырей..."

Алексеевский женский монастырь был основан в 1632 году и первоначально именовался как 

«Новодевичий Алексея человека Божия монастырь». Алексеевский монастырь – впоследствии община - один из крупнейших в России на рубеже XIX-XX веков. Хотя его общежительницы не принимали монашеского пострига, они жили по строгому монашескому уставу. Община жила своим трудом и особо прославилась своим золотошвейным мастерством. Изделия Алексеевского монастыря были известны не только в России, но и за рубежом.

«Общиною называется светский монастырь: в нем до 100 девушек разного состояния находят пристанище и насущный хлеб: они трудятся в разных рукоделиях. Отсюда во всю Россию вывозятся славные плащаницы, и образа можно найти готовые и работы прекраснейшей. Приятно смотреть на чистоту и порядок всего этого заведения. Цель его достойна похвалы!» (И.М.Долгорукий «Путешествие из Москвы в Нижний»)

В советское время Алексеевскую общину полностью заняли под воинскую часть.

                      

Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 году царь пожаловал обители хлебную и денежную ругу, которая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна. По описи 1686 года, в ней проживали «30 стариц ружных, 20 безружных».

К началу XVIII века постройки монастыря обветшали, в 1708 году игуменья Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I  чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу монастыряря. На собранные средства в 1723 году были поновлены кельи. В 1744 году перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю, в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте. Со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу. 18 августа 1777 года по прошению клириков и прихожан Алексеевской церкви Владимирский епископ Иероним благословил строительство на месте обветшавшего деревянного Казанского храма каменного в честь Вознесения Господня с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской церкви были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевском храме послушницы были переведены в Вознесенскую церковь.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобнй Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину). До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 году. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марфа - 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада - 1813-1828). Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века — 270. Нижегородский епископ Амвросий (Морев) в рапорте Святейшему Синоду свидетельствовал: «Сия община есть краса и венец всех женских Нижегородской епархии монастырей».

 


Назад к списку