Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Николаевский женский монастырь (Арзамас).

Яндекс.Метрика

На одном из изгибов реки Теша в 1552 году Иван Грозный заложил пограничный город Арзамас. В последней четверти XVI века в самом центре города на главной Соборной площади был поставлен еще один монастырь (женский), освященный во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Строителем монастыря явился арзамасец Феофилакт Яковлев. Первоначально он выстроил храм во имя Святителя Николая с приделом в часть святых бессеребренников Космы и Дамиана. В этот храм игумен Арзамасского Спасопреображенского монастыря Сергий пожертвовал большой резной образ святителя, прославившийся вскоре многочисленными чудотворениями и исцелениями больных. Строитель храма был рукоположен во священники и стал служить в приходе выстроенной им церкви. Тот же игумен Сергий подал ему мысль об устройстве женской обители при храме. Тогда отец Феофилакт для нужд будущей обители построил еще теплую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, колокольню и кельи для тридцати сестер. Так было положено начало первой женской обители в Арзамасе, которая от образа Николая Чудотворца стала называться Никольской - Никола Новые Прощи (проща означает прощение, освобождение от болезни, а значит и от греха).

Деревянная Никольская церковь несколько раз горела. В 1683 году построена каменная церковь. В 1723 году восстановлена после пожара.

С 1764 года 3-го класса общежительный женский монастырь.[2]

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня. Освящена в 1813 году. В 1878 году поновлён Никольский храм.

С 1777 по 1784 год монастырем управляла тоже игуменья Мария. В 1777 году ее усилиями деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной. В 1779 году она украсила Никольский храм деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четырех евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель, в главах Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног – еще один ангел и Никодим. Близь гроба – плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. Это был образец выразительного, доселе невиданного церковного искусства.

5 апреля 1886 года на 81 году жизни скончался старейший протоиерей Николаевского монастыря, духовник арзамасского духовенства Авраамий Некрасов. По окончании Нижегородской семинарии, из-за расположенности к иноческой жизни Авраамий был склонен принять монашеский постриг, но не получил благословения на это. В 1828 году он женился и в том же году был рукоположен во иерея. Служил в Троицкой церкви села Павлово, при которой состоял 25 лет до 1853 года.

 В первый год своего священства отец Авраамий посетил Саровский монастырь. Отец Авраамий взял у прославленного старца Серафима благословение и спросил о своей судьбе. Великий подвижник преподал ему наставление и предсказал, что он будет обличителем раскольников, будет много терпеть нападок и неправд и станет благочинным. Все это в свое время и сбылось.

Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников – «непостыдной и мирной». Возможно, что благодаря мудрому руководству этого ученика преподобного Серафима Николаевская обитель не знала ни дрязг, ни ссор и, находясь на главной соборной площади города, сохраняла строгость монашеской жизни.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания постепенно ветшали и разрушались.

 В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, в нем стала возрождаться монашеская жизнь. С большими трудностями был восстановлен теплый Богоявленский храм, кельи для сестер. Арзамасцы любят свой монастырь, тем более, что он единственный, который сейчас восстанавливается из десяти бывших здесь до революции. Обитель живет от трудов своих и поэтому возрождается медленно, надеясь на помощь благодетелей.

 

В монастыре находится Образ Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих»В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «Избавление от бед страждущих».


Назад к списку