Спасо-Преображенский мужской монастырь (Арзамас)
Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года.
Первый храм обители — Спасо-Преображенский собор — холодная церковь. В 1585 году к нему была добавлена теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой Кремль-острог, обитель насчитывала 16 келий и 20 монахов.
В 1585 году на престоле находится Федор Иванович, он много внимания уделяет монастырям, и тогда к холодной летней Спасо-Преображенской церкви добавляется теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Город Арзамас в то время был довольно крупным, имел свой Кремль-острог, а в обители было уже 16 келий и 20 монахов. Именно после появление монастыря начинается распространение христианства в Арзамасском крае. У монастыря были значительные земельные угодья. Весь монастырь был деревянным, имелась деревянная колокольня, на которой «девять колоколов и часы боевые». Башенные часы – довольно сложный и редкий для того времени механизм, поэтому только богатый монастырь мог позволить себе украсить и благоустроить свою деревянную колокольню звучащими часами.
С течением времени, Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, строились новые храмы и хозяйственные здания. К сожалению, деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения. Древнейшим и самым первым каменным храмом в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени.
К постройке его приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Новоспасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными абсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа.
Спасо-Преображенский монастырь в конце XIX века
Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма пристраивается обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Растесываются старинные окна и одеваются характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Разбираются крыльца. Конструкция кровли также сильно меняется: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание заменяются на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная — характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.
Вторая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С самого начала задумывалась как теплая, собор монастыря был холодным. Для отопления в подклети и самой церкви были устроены печи. За три века своего существования церковь многократно перестраивалась, и сейчас это просто одноэтажное ветхое здание.
Надвратная церковь во имя Святого Великомученика Георгия
Третья церковь над святыми вратами во имя Святого Великомученика Георгия. Прямоугольная в плане с одной главой построена в 1684-1685 годах. На планах 1845 года около Георгиевской церкви в правом крыле здания располагалось Духовное училище, а в левом – братские кельи. Сейчас это одноэтажные развалины, хотя уже восстановлена часовня во имя Спаса, примыкающая к зданию духовного училища
Колокольня (ныне разобрана), относящаяся ко второй половине XVII века, представляла собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатровым завершением и маленькой луковичной главкой. В плане первого этажа колокольня представляла четверик, с окнами с востока и запада. На уровне второго этажа начинался восьмигранный столп колокольни. Третий этаж – ярус звона. В описи 1810 года говорится о наличии 10 колоколов (масса большого 1580 кг, а масса самого маленького 25 кг.
Со времени своего учреждения Спасский монастырь находился в ведении всероссийских митрополитов, а потом патриархов.
После патриархов до 1745г. Спасский монастырь принадлежал к Синодальной области, а затем в ведении Владимирских архиереев и всегда находился под управлением собственных настоятелей.
Настоятелями в нем были около 140 лет игумены, а 9-го февраля 1694 г.-архимандриты.
При составлении штатов в 1764 г. монастырь утвержден в третьем классе с настоятельством игуменским, но в 1797 г. именным Высочайшим указом поведено было восстановить в Спасском монастыре архимандрию.
Средством содержания монастыря были, главным образом, жалованные царями, вотчины — земли и угодья с крестьянами, которых у Спасского монастыря перед временем составления духовных штатов было 1530 душ.
Юридическое положение монастыря определялось «Сводом законом Российской империи».
Являясь составной частью системы институтов русской православной церкви, монастыри подчинялись верховной власти Святейшего Правительствующего Синода и российского императора.
Епархиальными каким являлся Спасский монастырь, управлял местный архиерей. Об этом свидетельствует большой пакет документов в фонде, поступающих из Нижегородской Духовной Консистории, касающихся как общих вопросов жизни монастырей России, так и, в частности, Спасо -Преображенского монастыря.
Анализируя ведомость о братии монастыря за 1848 г., количество братии составляло 12 человек, из них 3 священника, 2 диакона, 1 монах, 6 послушников, по штату 3 классного монастыря недостает 3-х иеромонахов и 3-х монахов, лишние 5 послушников. Из них 10 человек происходят из духовного сословия, два из мещанского. Ведомость о братии за 1894 г. дает другую картину. Большинство из братии происходит из крестьян.
Большой притягательной силой монастырь обладал для крестьян. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение то, что вступая в монастырь крестьянин поднимал свой социальный статус (и соответственно — престиж своих родственников). А кроме того, монашество избавляло его от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей ближайший монастырь.
Начинающему послушнику не разрешалось носить монашеские одежды. Но в какой-то момент настоятель мог дать благословение надеть монашескую рясу и клобук (без мантии) так одевались рясофорные (позднее указные) монахи, т.е. кандидаты в монашество.
Назад к списку