Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Свято-Успенский мужской монастырь-Флорищева Пустынь

Яндекс.Метрика

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь первоначальное название получил от имени бортника и лесоруба Флора, имевшего здесь свое пристанище. Флор, задолго до заведения монастыря на горе, где сейчас располагается монастырь, по утрам неоднократно слышал дивный звон, о чем с удивлением рассказывал своим товарищам, также лесорубам Михайлу и Илие, жившим неподалеку от него в том же лесу, на горе Мишиной и Илькиной.

Пустынями в те времена назывались глухие безлюдные места, в которых селились христианские подвижники, покинувшие мир с его гибельными для души искушениями, чтобы в тишине и покое обрести дух мирен и унаследовать Царствие Небесное. Одним из таких мест была и Флорищева гора вблизи лесной речушки Лух, что в 25 верстах к северу от древнего городища Гороховца, на Владимирской земле. По дошедшему до нас церковному преданию, место это было необыкновенное: путники, проходившие мимо Флорищевой горы, часто видели здесь лучезарный свет, освещающий ее, слышали как бы исходивший из самой горы колокольный звон.

Когда именно здесь появились первые подвижники, неизвестно. Достоверно лишь можно утверждать, что в середине ХVII столетия на Флорищевой горе уже существовала небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием.

Монастырь основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. Соборный храм Успения Божией Матери построен в 1681 году (30 сентября 1681 года освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя Фёдора Алексеевича).

 Святитель Иларион родился в 1631 году в Нижнем Новгороде в семье священника Анания (к числу учеников которого относят знаменитого патриарха Никона – инициатора «раскола»). С началом никонианской реформы Иларион, по совету отца, отправился из Коломны в далёкую Флорищеву пустынь, возможно затем, чтобы избавить себя от мук выбора – принимать или нет никонианскую реформу. Почти тридцать лет – с 1653 по 1681 годы – Иларион был настоятелем Флорищевой пустыни.

В 1677г. боголюбивый царь Федор Алексеевич Романов пригласил настоятеля обители приподобного Иллариона во дворец, где он был с честью принят и затем всегда был дорогим гостем, чьи духовные беседы много способствовали духовному росту царя и его близких. 

Вскоре и сам Федор Алексеевич посетил скромную…но благодатную Флорищеву пустынь. Милости, оказанные им монастырю, были поистине царскими. Федор Алексеевич пожаловал пустыни мельницы, лесные и земельные угодья, покосы, рыбные ловли и многое другое…

Самое же главное – по указу царя вместо деревянных церквей и сооружений началось строительство каменных, да таких размеров, что даже у столичных жителей спадали с голов шапки, когда они задирали головы, чтобы рассмотреть кресты на храмах…

Каменое строительство велось очень быстро. Огромный пятиглавый собор во имя Усопения Пресвятой Богородицы и колокольня были возведены всего за один год…и освещены в присутствии самого царя 30 сентября 1681 года. 

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона, и возвёл его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Владимирским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его контролем (Троицкая церковь было построена целиком на его личные средства).

Иконы для Флорищевой пустыни писал знаменитый царский изограф 17 века Симон Ушаков с учениками.

 

Весь комплекс монастырских строений был сооружен в период 1681-1703 годов, т.е. по меркам XVII века – единовременно. Монастырь отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Такое пространственное решение архитектурного комплекса, в котором, к тому же, доминировала отдельно стоящая колокольня (её высота больше высоты главного культового сооружения – Успенского собора) была внове в конце XVII века.

Архитектура самих зданий также уникальна для своего времени. Они выдержанны в суровом, монументальном стиле XVI века. В Успенском соборе в качестве прототипа легко угадывается Успенский собор Московского Кремля (построенный в свою очередь по образцам Владимиро-Суздальской Руси), а также его «клоны» - Успенский собор в Ростове Великом, и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1525 год). В этом же духе выстроены надвратная Петропавловская (1692 год), Троицкая церкви (1684 год), и угловая церковь Зосимы и Савватия (1703 год).

Во внешнем убранстве храмов нет и следа столь популярного в конце XVII века «каменного узорочья», не прослеживается и влияния «нарышкинского барокко». Строгая, нарочито архаичная по меркам своего времени архитектура Флорищевой пустыни и её новаторская планировка вводит эту обитель в круг уникальных монастырских ансамблей, занимающих видное место в истории русской архитектуры и градостроительства.

Лежавший в советское время в руинах монастырь ныне является действующим, и начиная с 2003 года активно восстанавливается.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку