Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Благовещенский монастырь

Яндекс.Метрика

 

 

Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. Он расположен на высоком правом берету реки Оки, недалеко от впадения ее в Волгу, и представляет собой в настоящее время величественный монастырский ансамбль из белокаменных храмов, возведенных на узкой береговой террасе в 17- 19 веках. 
Судя по названию обители - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы - можно предположить, что монастырь был создан как оплот Православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях, и имел важное миссионерско-просветительское значение для всего Поволжья.  
По преданию, в 1229 году мордовский князь Пургас рпзорил и разрушил его до основанияч и обитель оставалась в руинах до 1350года. Митрополит Алексий, пооезжая в Золотую Орду, остановился здесь возле источника и обратил внимание на развалины храма.
 
Из Орды Митрополит Алексий был отпущен "с великой честью", так как исцелил, по милости Божией, от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. 
Святитель Алексий незамедлительно исполнил данный Богу обет: заботами архипастыря в 1370 году была построена, а в 1371 году освещена белокаменная одноглавая церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре.
 
 
К сожалению, Благовещенская церковь, основанная святителем Алексием, не сохранилась до наших времен (она был перестроена в 17 веке), но возвышенный облик ее известен по изображению на створке киота иконы Алексия Митрополита (конца XV века) и древней надписи. В период своего устроения это был третий каменный храм в Нижнем Новгороде (после Спасского и Архангельского соборов в Нижегородском кремле). 
После опустошительного набега мордовского князя в 1229 году от деревянных построек Благовещенской обители ничего не оставалось, и поэтому в XIV веке монастырь стараниями святителя Алексия возводился фактически заново. 
По сказанию летописца, "св. Алексий Митрополит всея Руси иде в Нижний Новгород и тамо церковь воздвиже во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Благовещения и монастырь, состави общежитие, и села и воды и места дарова тому монастырю, и всякими красотами украси тую церковь". 
Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители Корсунскую икону Божией Матери византийской работы, привезенную им из Москвы. 
 
Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в старой Алексиевской церкви с конца ХVII столетия (впоследствии эта церковь была переосвящена во имя Сергия Радонежского). 
До наших дней дошло лишь описание Корсунского образа Богородицы, опубликованное в 1896 году: "Мера иконы в длину - около шести с половиной, а в ширину - пять вершков. Икона сия весьма древняя: она почти современна введению христианства в России святым князем Владимиром..., так как написана в 993 году. За древность иконы ручается как само византийское письмо ее, так и имеющаяся внизу иконы надпись славянская, и греческая же, но написанная славянскими буквами... Они еще прежде сего переведены были на сребропозлащенную дщицу (серебряную доску), на которой - вся надпись, вычеканенная тем же почерком, что и подлинная, и гласит следующее: "образ писан в лето 6501 (993) Симеоном, иеромонахом". 
Корсунская икона Божией Матери имеет вид складня, причем на створках его - по правую сторону изображен Архангел Гавриил, а по левую - Иоанн Предтеча, у ног которого изображена отсеченная его голова. Икона и створки ее выложены серебряным вызолоченным окладом... Икона сия тем более замечательна и драгоценна, что таких древних Корсунских икон Божией Матери, снятых с образа Богоматери, писанного Евангелистом Лукой, и имеющих на себе обозначение года написания и имени иконописца, более нет". 
К сожалению, судьба этого древнего священного образа, реквизированного в годы советской власти, остается неизвестной, так же, как и нынешнее место его пребывания. 
Копия Корсунской иконы Божией Матери в настоящее время написана в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря и расположена в первом ряду иконостаса Благовещенского собора. 
 
С тех пор Благовещенский монастырь был приписан к митрополичьему, а с учреждением патриаршества (1589 г.) — к патриаршему домам, став крупным феодально-хозяйственным комплексом края.
В XVII веке в обители развертывается грандиозное каменное строительство. В 1649 году возводится Благовещенский собор с четырехъярусным иконостасом и фресковой росписью. Вослед возводятся трапезная палата с Успенской церковью и Алексиевская церковь у самого склона горы. Последняя была в середине XIX века переосвящена в память преподобного Сергия Радонежского. В храме был подземный ход, ведущий в гору, остатки которого в Сергиевской церкви можно видеть и ныне. Для захоронения иноков в начале XVIII столетия около церкви была выкопана пещера, извилистая и достаточно глубокая.
Строительство обители продолжалось в XVIII-XIX веках: были возведены келейный корпус, церковь Святого Андрея Первозванного, перестроена Алексиевская часовня у родника, где некогда останавливался для трапезы святитель. Наконец, в 1834 году была освящена церковь Святого Алексия (первоначально в честь Воскресения Христова). Этот величественный храм имеет в основании форму четырехконечного креста, а его фасады украшены портиками с белыми колоннами. К началу XX века он имел приделы в честь Святого Пантелеймона и во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
 
В XVIII веке в монастыре был найден рукописный кондакарь XII—XIII веков, получивший название Благовещенский или Нижегородский, являющийся одним из древнейших памятников русской гимнографии.
После революции монастырь был закрыт и возрождён только в 1993 году. С 1948 по 2005 г. в Алексиевской церкви монастыря размещался Нижегородский планетарий.
 
В 1993 году Благовещенская мужская обитель была возрождена, в апреле 1994 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил в монастыре первый монашеский постриг. Ныне в обители, управляемой игуменом Кириллом, открылось нижегородское духовное училище, которое через 2 года было преобзовано в нижегородскую духовную семинарию по решению Св.Синода РПЦ и богатая библиотека, создана иконописная мастерская. В реставрированных храмах проводятся богослужения.
В 1998 году в монастыре открылся православный музей.
 
Храмы монастыря.
Пятиглавый Благовещенский собор монастыря, сохранившийся до наших дней, был построен в 1648-1649 годах артелью монастырских каменщиков под руководством соборного старца Вельямина Черсткина. Этот храм стал основой композиции всего монастыря. Собор возводился по типу крупных шестистолпных храмов, но западная пара столбов в интерьере отсутствует. Вместо них - увеличенный пролет, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками. С запада и севера к стенам собора примыкает галерея. Боковые главы имеют шлемообразную форму, а центральная - луковичную, что было редкостью для XVII века. Над ризницей (южной частью алтаря) размещалась монастырская библиотека с богатым собранием рукописных книг. Первоначально большая глава была покрыта зеленой черепицей, а остальные опаяны белым железом. В ходе реставрации 1980-х годов все главы были обиты медью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Следующей по времени монастырской постройкой является Успенская церковь с монастырской трапезной. Первое упоминание о ней относится к 1652 году. Успенская церковь занимает юго-западную часть территории монастыря. Здание вытянуто на ширину примыкающей к ней трапезной и завершается двумя стройными декоративными шатрами. Церковь вместе с трапезной стоит на высоком подклете, где была устроена кухня. Дымоходы и система вентиляции были сконструированы так, что тепло, образующееся при приготовлении пищи, использовалось и для отопления самого помещения храма. К трапезной примыкает колокольня, убранство верха которой повторяет форму шатров Успенской церкви и отличается мастерством и изяществом исполнения. Интересно, что колокольня совершенно не пострадала во время смерча 1974 года, когда порывом ветра были срезаны находящиеся совсем рядом верхушки шатров церкви (восстановлены по проекту архитекторов В.Д. Лапина и В.Я. Чащина).
 
Одноглавая Сергиевская (первоначально - Алексеевская ) церковь заменила собой Благовещенскую церковь XIV века (остатки ее фундамента были найдены при реставрации в 70-х годах XX века). Поднимающийся восьмериком храм возведен по храмозданной грамоте 1690 года на средства ушедшего на покой в Благовещенский монастырь патриаршего ризничего Иосифа Булгакова. Его окна украшены наличниками, характерными для русского барокко конца XVII века. Церковь была возведена в честь святителя Алексия, особо почитаемого на Руси с конца XIV века. Однако после возведения нового, более просторного храма (Алексеевской церкви), она была переосвящена и стала называться Сергиевской, в честь Сергия Радонежского, который побывал в Нижнем Новгороде в 1365 году.
љљљљљљљљљљС переводом в город Макарьевской ярмарки Благовещенский монастырь, хорошо просматривавшийся с Оки и находившийся напротив Ярмарочного комплекса, стал визитной карточкой Нижнего Новгорода. В связи с большим количеством гостей и паломников, появилась необходимость в его расширении, разрешение на которое вскоре было получено. Алексеевская церковь строилась в комплексе монастыря в 1821-1834 годах. Проект был создан архитекторами И.И. Межецким и А.Л. Леером. Просторное здание с четырьмя колонными портиками, расположенными по странам света, высокой центральной главой с куполом и малыми боковыми главами по углам, вполне соответствовало основным канонам классицизма. Площадь перед церковью в 1823-1826 году была ограждена каменной стеной с двумя угловыми башнями, созданными под руководством архитектора В.Н. Воронова и по его проекту.
 
 
В 50-е годы XX столетия в Алексеевской церкви было решено разместить Планетарий. При этом были снесены малые главы, понижен центральный световой барабан и уничтожена восточная часть стены с башнями и въездными воротами. В настоящее время в монастыре ведутся реставрационные работы по восстановлению первоначального архитектурного облика.

Назад к списку