Монастыри, храмы, источники и Святые места Нижегородской земли - -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Вознесенский Печёрский мужской монастырь.

Яндекс.Метрика

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. 

О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид — так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан.
Монах Дионисий, будущий святитель, воспитанный на примере великих подвижников Киево-Печерских — преподобных Антония и Феодосия, решился, вероятно, с несколькими иноками, на дальнее путешествие, чтобы продолжить дело иноческого подвижничества. К тому времени порядок строгого монашеского общежития в Киево-Печерском монастыре стал нарушаться и, по свидетельству исторических хроник, вовсе угас на протяжении XII-XIII веков. Процесс этот начался уже вскоре после кончины прп. Феодосия в 1074 году.
 
   Дионисий, получивший благословение духовного отца, отправился в путь, взяв с собою святой образ — список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам, в 1105 году). Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет — святыней Нижнего Новгорода.
 Обители же, основанной Дионисием, суждено было сыграть выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья и всего Русского государства.
Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.
Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись.
Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял собственным примером особенно строгой иноческой жизни, приготовляя учеников к устроению новых обителей в будущем.
 
 Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).
По духу вся жизнь монастыря соответствовала заветам преподобного Феодосия Киево-Печерского. Общежительный устав появился здесь к 1352 году, на десятилетие раньше, чем в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского (тогда — игумена; устроителя киновии, преобразователя монастырской жизни). Все это говорит о ведущей роли Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря в общежительной монастырской реформе XIV века.
Приняв водительство братией в трудах и подвигах иноческого пути, свт. Дионисий не переменил ни своего смирения во Христе, ни принципов трудолюбия, нестяжательства и милосердия. Как и прп. Феодосий, «всем служа, и собою образ всем дая», он поучал братию не столько словом, сколько своим примером, прежде других выходя на работы и церковные службы. Подвижничеством, обширным знанием в вопросах веры, благочестием приобрел он всеобщее уважение. За высокие нравственные качества свт. Дионисий снискал любовь не только среди монашеской братии, но и со стороны именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение, щедро жертвуя на церковное строение.
В 1378 году, после кончины митрополита Московского и всея Руси Алексия, на митрополичью кафедру появилось несколько претендентов. Сам святитель Алексий, в последний год перед своей кончиной думая о преемнике, хотел видеть во главе Московской кафедры игумена Радонежского Сергия. В житии прп. Сергия сообщается о призвании его зимой 1377 года в Москву, где митрополит Алексий имел с ним беседу, желая возвести игумена сначала в епископский сан, а затем наречь своим наследником. Однако смиренный инок отказался от предлагаемой ему почести, до конца оставшись непреклонным в этом решении. Среди иных претендентов на митрополичью власть в тот исторический момент были следующие лица. Архимандрит Новоспасского монастыря Михаил, известный в истории как Митяй, духовник и любимец великого князя Московского Дмитрия Ивановича (в будущем — Дмитрия Донского). Митрополит Киприан, из Византии, болгарин по происхождению, поставленный на Русь в 1375 году Патриархом Филофеем: при жизни свт. Алексия он управлял православными епархиями Литвы и Польши, однако после кончины русского митрополита претендовал на власть в великорусских епархиях. Святитель Дионисий, епископ Суздальский, мог стать достойным главой митрополичьего престола, если бы не развернулись драматические события смуты внутри Церкви, которые современники той эпохи назвали «мятежом во святительстве».
В 1379 году состоялся Поместный собор в Москве. Великий князь Дмитрий настаивал на поставлении Митяя — вопреки воле усопшего святителя и мнению других видных иерархов. Среди церковных мужей возникло смятение: опасаясь княжеского гнева, многие противники Митяя предпочли смолчать и повиноваться. И только Суздальский епископ Дионисий открыто возвысил свой голос против гордого и честолюбивого княжеского фаворита. Святитель осмелился доказывать великому князю, что неоправданное возвышение Митяя противоречит церковным правилам, грозил разоблачить ставленника князя перед Константинопольским Патриархом. Тогда великий князь Дмитрий распорядился взять Дионисия под стражу, что нарушало священную традицию неприкосновенности святителя, неподсудности его мирским властям. 
 
Игумен Сергий Радонежский, которому сразу же стали известны эти события, явился в Москву к великому князю и с кротостию, но твердо потребовал освобождения Дионисия. Епископ был отпущен, с условием не вмешиваться более в дело Митяя. Однако такой исход шел вразрез с мнением святителя Дионисия, и, навестив свою епархию, он немедля отправился в Константинополь водным путем. Вскоре в Царьграде новым Патриархом Нилом епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий был возведен в сан архиепископа (в 1382 году он благополучно вернулся в Отечество, на Русь). Митяй же с большой свитой и богатыми дарами вознамерился посетить Константинополь летом 1379 года, сразу после событий церковных прений с великим князем, но, по Промыслу Божию, Царьграда ему увидеть так и не удалось — в море он внезапно занемог, скончался и был погребен в городе Галате.
 
Спустя несколько лет владыка Дионисий все же сумел примириться с великим князем Московским, изведав многие превратности церковно-политической борьбы. Патриарх Константинопольский в грамоте своей отзывался об архиепископе Дионисии как о «муже честном, благочестивом и добродетельном, известном хранителе Священных канонов». Вернувшись из Византии, святитель посетил не только Суздаль и Нижний Новгород, но и, по поручению Патриарха, — Великий Новгород и Псков, где, свидетельствует летопись, прекратил «соблазны и мятежи» еретиков-стригольников, а также беспорядки в Псковском Снетогорском монастыре.
 
Вскоре Дмитрий Донской лишил митрополичьей власти недолго возглавлявшего Московскую кафедру митрополита Киприана, который во время нашествия Тохтамыша в 1382 году бежал из Москвы перед ее осадой. Свт. Дионисий вновь отправился в Константинополь, теперь уже с ведома великого князя, и был в 1384 году возведен Патриархом в сан Митрополита всея Руси. Но обратно в Москву не вернулся: заехав в Киев, он был пленен литовским князем — в отместку московскому князю за низложение Киприана. Здесь, проведя год в заточении, свт. Дионисий скончался 15 октября 1385 года, так и не взойдя на кафедру архипастыря Руси. Он был погребен в Антониевой пещере родного Киево-Печерского монастыря. Великому подвижнику суждено было обрести упокоение в Лавре Печерской, где положил он начало своим спасительным подвигам. Православная Церковь причислила митрополита Дионисия к лику святых. Святые мощи его долгое время оставались нетленными, но в последующие века, во время одного из нашествий крымских татар на Киев (периода 1638-1686 гг.) были утрачены вместе с мощами многих других святителей Лавры.
Нижегородская Печерская обитель, основанная свт. Дионисием, в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена — и запустения, вследствие вражеских набегов и иных бедствий, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали не только денежные средства, но и земли, охотничьи, бортные, рыболовные угодья, села. Простой люд также нес свою посильную лепту в Печерский монастырь.
Не раз столь богатая и процветающая обитель разорялась вражескими набегами. Дважды — в 1378 и 1379 году — Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь, были сожжены дотла. Известно разорение монастыря 1550 года. Лишь взятие Казани Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. Вероятно, после этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, государей — Иоанна Васильевича (Грозного) и Феодора Иоанновича — к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. Исторические хроники перечисляют шесть каменных церквей в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). Возвышалась каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные кельи, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория монастыря была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца.
 
В 1597 г. монастырь был разрушен оползнем (на прежнем месте обители ныне находится Спасо-Преображенский храм слободы Старые Печор).  Признаки грядущей катастрофы обнаруживались еще за неделю до страшных событий, когда в монастыре начало «теснить» деревянную мостовую. В горе выше обители стала шириться огромная трещина, длиной почти на версту. Архимандрит Трифон, управлявший тогда монастырем, заблаговременно вывел в безопасное место всю братию, приказав унести с собою иконы, ризы, утварь — всё, что можно было спасти. Когда в обители нельзя уже было оставаться далее, архимандрит взял крест и чудотворный образ Божией Матери Печерской и вышел со священным собором, творя молебное пение.
 
С плачем, прося милости Божией со слезами и молитвами, монашеская братия видела гибель родной обители. Подточенный родниками кусок горы с треском и грохотом начал оседать вниз, вместе с растущим лесом: «и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…» «Заступлением Пресвятыя Богородицы прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку», — повествует «Нижегородский летописец».
 
От сотрясения колебались и рушились постройки: «в монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания… каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных». В одном месте язык оползня вышел в Волгу, образовав огромные волны — «буграми». Суда, стоявшие у берега, оказались отброшенными далеко на сушу. Были разрушены храмы обители, службы, кельи, но никто из людей не пострадал.
 
Однако величайшее это несчастье имело, Промыслом Божиим, не только разрушительные последствия. При обвале горы, на третий день после катастрофы, обретены были нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в Печерской обители и почившего приблизительно за 30 лет до обрушения горы: «сказывали старые иноки, что жил… великий подвижник по имени Иоасаф, который был по смерти погребен на том месте, где найдены были мощи». «Совершенно сохранились и гроб, и ризы, и тело старца-схимника», — сообщал летописец — очевидно, свидетель этих событий, так как пишет он от первого лица: «По обретении мощей приехал в Печерский монастырь игумен Дудина монастыря Евфимий с братией и мы вместе с ним вынули гроб, осмотрели мощи, осязали их собственными руками и поставили гроб на другое место… и устроили над ним гробницу».
 
Спустя год для почитания святых мощей и «поминовения ради усопших братий» была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня, остававшаяся на прежнем монастырском месте, в то время как саму обитель Печерскую принялись восстанавливать не на старом участке, а ближе к городу. Позднее вместо деревянного храма, пережившего пожары, воздвигли каменный. Это произошло в 1790-1794 годы. Спасо-Преображенская церковь и сегодня украшает Старо-Печерскую слободу Нижнего Новгорода. И по сей день от св. мощей преподобного схимонаха Иоасафа происходят чудесные исцеления духовных и телесных немощей людей, с верою притекающих к гробнице угодника Божия. В 1993 году прп. Иоасаф Печерский был прославлен в лике местночтимых святых Нижегородской епархии.
В 1640—1650-х годах нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 г.
                             
 
 
После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь разделил участь большинства православных святынь — осквернение и запустение. Настоятель обители епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) накануне годовщины Октябрьской революции — 6 ноября (24 октября ст. ст.) 1918 года — был расстрелян по обвинению «в контрреволюционной деятельности». На юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году владыка Лаврентий, викарий Нижегородской епархии, был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников российских.
 
Только в 1960 году советские власти, осознав ценность и уникальность архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.
 
После Советского периода Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).
Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 г. является епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.
 
 
 
 
 
 
 

Назад к списку