Четвёртый удел Пресвятой Богородицы
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
В середине 19 века Пресвятая Богородица повелела молодой монахине Киево-Флоровскаго монастыряматери Александре странствовать по северу России. Около 1760 года, на пути в Саровскую пустынь, остановившись для отдыха в селе Дивееве, матушка Александра вновь удостоилась видеть Божьей Матери и услышала от неё следующее: "Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать... Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих... Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой нет. и не будет никогда во всем свете: это четрвертый Жребий Мой во вселенной, и как звёзды небесные, и как песок морской уможу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и Благодать Всесятаго Духап Божияи обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеютс от этого места Моего возлюбленнаго!"
Здесь матушка Александра прожила около 30 лет в смирении, тайных подвигах и трудах, пользуясь советами и наставлениями Саровского строителя иеромонаха Пахомия и других Саровских старцев.
В 1775 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Храм был закончен и освящен в 1780 году. Незадолго перед кончиной, около 1787 года, матушка Александра около Казанской церкви построила три кельи, с надворным строением и деревянной оградой. При ней находились 4 послушницы. Так в Дивееве возникла первая община с монашеским уставом. Эта община и духовно и телесно питалась от Саровской пустыни.
Зная наперед о приближении своей кончины, мать Александра просила отца Пахомия не покидать неопытных послушниц ее, а также позаботиться в свое время об обители. Отец Пахомий, ссылаясь на преклонность своих лет, предложил матушке обратиться с этой просьбой к бывшему при нем молодому иеродиакону Серафиму.
Около 1825 года батюшка Серафим по повелению Царицы Небесной разделил обитель, основанную матушкой Александрой (Агафьей Семеновной Мельгуновой) на две части: в одной жили вдовы, в другой - девушки. Та часть будущего Дивеевского монастыря, где жили девушки, стала именоваться Мельничной общинкой, потому что на этой территории была мельница, где эти девушки работали. Весною 1827 года начали строить мельницу, а летом 7 июля она замолола. Сюда батюшка Серафим перевел семь сестер из общины матери Александры.
В 1829 году сестры Мельничной общинки по указу преп. Серафима начали рыть Канавку, которая огораживала от мира Мельничную общинку. История же устроения Канавки есть чудо Господне, ибо началась она еще с самой матушки Александры, которой было послание от Божией Матери об устроительстве Канавки, и которую воплотить в жизнь она не успела, но повелела претворить ее уже Серафиму. Преподобный же неверно истолковал волю Царицы Небесной, но был остановлен ею и наставлен на путь истинный. Собрал он послушниц и сказал им пройти по колышкам, установленным землемером, с бочонком меда, и съесть его с мягким хлебом, а по пути меж колышек класть камни, что бы не снесло их весенним паводком. Сестры исполнили волю Серафима и к весне наметки для Канавки были готовы. Но сестры не спешили браться за работу, опасаясь тяжких трудов. И тогда Серафим с помощью божией сотворил чудо — за ночь прокопал Канавку на аршин (а это почти 71 см!), но при этом он как будто и не покидал свою келью, о чем свидетельствует послушница, не успевшая отправиться обратно в Дивеево и заночевавшая по велению преподобного в Сарове.
В Дивеево Канавка была окончена только лишь к 1855 году, но за первые три года была проделана основная часть работ, не останавливаемых ни зимой, ни летом, ни в мороз лютый, ни в половодье мартовское. И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева. Тропка Небесной Владычицы притягивает к себе множество паломников, ведь как говорил преподобный Серафим, кто с молитвой Канавку пройдет, кто полторы сотни Богородиц прочтет, тот обретет тут и Афон, и Иерусалим, и Киев — первые три удела Царицы Небесной.
Назад к списку