Преображение Господне (19 августа)
Преображе́ние Госпо́дне греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).
Православное празднование (в XX—XXI веках) совершается 19 августа 6 августа по юлианскому календарю). В Католической церквипразднуется 6 августа в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа[1].
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи.
Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте |
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы[2]. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что«Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
|
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков»[4].
Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор (например, см. статью Фаворский свет). Однако большинство[5] современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. В IV веке, после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Израиль. В том числе паломничество совершила и Елена, мать римского императораКонстантина. По ее указанию на горе Фавор был построен монастырь. С этого времени гора Фавор и вошла в Предание как гора Преображения.
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:
- Гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря) и во времена Иисуса ее окрестности были густо населены. А на вершине ее располагалась мощная римская крепость и большой замок.[6] Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.
- Хронология предшествующих событий (Мк.8:22, Мк.8:27, Мк.9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору.[5] Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка (Мк.9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.[5]
- Еще один косвенный аргумент: в Мк.9:3 упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег». Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с горой Ермон (вершина которой в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег мог быть перед глазами учеников Иисуса в том случае если Преображение было зимой, а в случае с Фавором — нет.[7]
«Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием», — считает епископ Кассиан Безобразов.[5]
Праздник Преображения
Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова),Кирилла Александрийского и других.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа(19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста . При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при архиепископе Толедском святом Ильдефонсо в VII веке. Однако в Римско-католической церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньядинад турками под Белградом.
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа 26 августа).
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы[8].
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона — то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество»[9].
На церковнославянском | На русском | На греческом | |
---|---|---|---|
Тропарьпраздника | Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. |
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZJkBe87g1rKwXem7KneRI-OCDJw3a2fXBsn-kWAwefgKisj7XBCNFWH_1sIThUQtlUeDzqHf8opI2lfy0csN9IoWBnlNX29D_RF2m-w2ajnsw6pQNXeVC90YLQyhoxgca6nfOiY2RkoJzX0F5hJyuS2PNitcsVn6I4jklO2SlWv0f8AAnlC5o2m76LjQAqLESVejLlBytPWg0VImYGbcuUoFM0s2rzgdituPcAxZ_2VRa&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxamVnNEJRWnJseWwyX0JzSlhyc2l1YUpDWmZVRlU4RUVOaDJTZWo0dTlNd18tbmJHOGxBTk5ZSklkaW1yM0VXdmxyRWtsRHRQVFVkRklJeVFnLVVVN3dOTXE5d2NuOWNEa3N2VVNqSzRKMS1LMlpJbUdoVzRsV3c1aER6Q0pfVi02YlBGS2FxdTF2QVlUY19BRktGTko2eEhCQTlJVlA4ZDA0cXNZYTJzRm43S1pSTFhfLW03bjg0bmlmS3oxZWxvVTVWOVJ0SWlDTDVLZ3c0U2dmel95MHpobjZ4N01KbXVGdUZPT1liUllnOQ&b64e=2&sign=301308d7ecdc721c3b5cd71a52692b37&keyno=0&l10n=ru&mc=2.7321588913645707
Назад к списку