Крещение Господне 19.01
Крещение Господне
Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём и сейчас…
Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн Креститель.
Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, – потому что он пришёл с проповедью прежде («пред») Христа. Предтеча со старославянского – «предшественник, предвестник».
Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в водах Иордана, Иоанн удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду» (Лк. 3:21). В том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел именно такой порядок явления людям Своего Сына.
Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист Лука, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» Таким образом Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям – а их на реке Иордан рядом с Иоанном собиралось довольно много – что Спаситель уже пришёл, более того, Он рядом с ними.
Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. (По преданию, Иисус был плотником – но это всего лишь предание, основанное на том, что Его приёмный отец, святой Иосиф, был плотником). Однако именно крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним произойдёт дальше – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера.
Для простоты то, что произошло на реке Иордан, мы называем крещением. Хотя, конечно, какое же крещение без Христа, Его Распятия и Вознесения на Небо? Это прекрасно понимал и сам Иоанн Креститель. Он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). То есть крещение от Иоанна – это крещение покаяния, иначе говоря – крещение предварительное. Ведь без искреннего покаяния людям закрыт путь в Царствие небесное. Но без Духа Святого нет и настоящего христианского крещения.
Таинство Крещения в Православной Церкви почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того, что принял Христос.
КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.
Задостойник, глас 2
Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; / обаче, благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.
Вместо же Трисвятаго
Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. / Аллилуиа. (3)
Назад к списку